«Чудный град порой сольётся…», анализ стихотворения Баратынского

История создания и публикации

Стихотворение «Чудный град порой сольётся…» было написано в 1829 году и под названием «Чудный град» впервые опубликовано в альманахе «Радуга на 1830 год». Когда пять лет спустя Баратынский издавал собрание своих стихотворений и поэм (Стихотворения Евгения Баратынского. М., 1835. Ч. 1: Стихотворения. Ч. 2: Поэмы), он напечатал данное стихотворение без названия.

Композиция, образы, тропы, стихотворный размер

В данном стихотворении Баратынский чётко придерживается двухчастной композиции, в результате чего оно становится одним большим, развёрнутым сравнением, в создании которого участвуют две метафоры, соответственно образуемые в первой и во второй частях стихотворения (в первом и во втором катренах) и связанные друг с другом в единое сравнение при помощи союза «так».

Первая метафора: чудный град, созданный игрою летучих облаков, исчезает от малейшего порыва ветра.

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов!

Вторая метафора, содержащая в себе и антитезу: созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты.

Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Эпитеты“чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой, в эпоху Баратынского нередко используемый в подобных философских восьмистишиях (ср., напр., стихотворение Пушкина «Если жизнь тебя обманет…», но с перекрёстной рифмовкой лишь во втором катрене, а в первом – с кольцевой).

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – трагическая роль житейской суеты в судьбах духовных исканий, её убийственное влияние на попытки поэта исполнить своё жизненное предназначение – создать «чудный град» нового творения «из летучих облаков» повседневности. Соответственно стихотворение принадлежит к такому жанру (виду) лирики, как стихи о поэте и поэзии. Этот жанр является столь же древним, как сама лирика, и особенно он был популярен в европейской лирике эпохи Баратынского – эпохи позднего, исполненного саморефлексии, романтизма.

Однако в этих ясных, горьких и в то же время решительных восьми строках слышится нечто более конкретное, чем привычная для эпохи «романтическая ирония». Так и хочется для более глубокой интерпретации стихотворения призвать на помощь полузаконный «биографический метод». И тогда выясняется, что это был тот период в жизни Евгения Баратынского, когда в его судьбе происходит крутой перелом. Женившись на Анастасии Энгельгардт (венчание состоялось 9 июня 1826 года), девушке умной, имеющей тонкий вкус, но слишком нервной, впечатлительной и отнюдь не красавице

(Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут… -

пишет Баратынский в одном из стихотворений той поры), он вынужден был, ради душевного спокойствия жены, отказать от дома почти всем своим прежним друзьям и, наконец, понял семейную жизнь как уединённую, удалённую от “посторонней суеты” и единственно способствующую подлинному, ничем не замутнённому вдохновению и упорному творческому труду.

Этот жизненный и творческий проект был воистину новаторским. Интересно, что он оказал влияние на близкого друга Евгения Баратынского, глубоко уважавшего его как человека и высоко ценившего как поэта, – Александра Пушкина. Это влияние не только укрепило Пушкина в его решении жениться через несколько лет после женитьбы Баратынского. Следы его можно ясно видеть и в позднем пушкинском творчестве, например: «Блажен, кто находит подругу – тогда удались он домой. О скоро ли перенесу мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические» (черновой проект продолжения пушкинского стихотворения «Пора, мой друг, пора…»).

По писателю: Баратынский Евгений Абрамович