«Близким», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Отношение Брюсова к социальным потрясениям, революциям и переворотам в начале 20 в. было чётким и однозначным: революции разрушительны, они уничтожают прежние ценности, подобно варварам. Брюсов высказал свою точку зрения в статье «Торжество социализма» (1903), которая так и не была напечатана. Теме социальных катаклизмов и разрушений посвящён ряд стихов 1905 г.: «Довольным», «Грядущие гунны», «Близким», «К счастливым». Стихотворение «Близким» не вошло ни в один из изданных Брюсовым сборников.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Близким» относится к жанру гражданской лирики и наполнено революционным пафосом. Это осмысление революции 1905 г, своеобразная декларация, открывающая не только отношение Брюсова к революционно настроенным массам, но и к либералам и демократам.

Взгляд символиста всегда направлен в мир идей. В стихотворении Брюсова, кроме исторических реалий, прочитываются символистские обобщения: поэт может стать вождём не только единомышленников, но и любых революционеров и новаторов.

С точки зрения символистов, через искусство поэт познаёт мир, это достоверная форма познания. Поэтому поэт не может быть далёк от революции как главного исторического события своей эпохи, не должен ни устраняться, ни противостоять естественному ходу вещей, но наблюдать и даже быть во главе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов, 7 предложений, из которых только одно невосклицательное. Таким образом, стихотворение – крик души лирического героя. Это спор с самим собой о своём месте в стране и в истории. Поэтому стихотворение начинается отрицанием: «Нет, я не ваш». Лирический герой не ассоциирует себя ни с толпой разрушителей, ни с толпой защитников старого. Он – поэт, вождь, идейный вдохновитель.

Вторая и третья строфы описывают роль, которую себе отводит в борьбе лирический герой. Четвёртая строфа неожиданна и поднимается до философского обобщения. Лирический герой не потому отрекается от пути с разрушителями, что не приемлет радикальных способов преобразования, а потому, что не готов довольствоваться никакой остановкой в разрушительной деятельности. Здесь позиция лирического героя противоположна позиции в стихотворении «Грядущие гунны» при схожести тем. Лирический герой – не хранитель старых ценностей, готовый принять перемены и погибнуть, а разрушитель, не желающий принять никакие ценности.

Тема стихотворения – роль поэта в эпоху социальных потрясений, революций. Это одно из стихотворений Брюсова, связанных с историческими событиями. Основная мысль: поэта нельзя сделать орудием какой бы то ни было идеологии. Он может вдохновить любое движение или революцию, но только до тех пор, пока сам вдохновляется ею, сам этого хочет.

Тропы и образы

Стихотворение написано в лучших традициях риторики и представляет собой правильно построенную публичную речь. Отрицание в первом предложении привлекает внимание, как и использование местоимения ваш. В начале 20 в. многие люди объединялись по разным принципам в группы, следуя идеям преобразования старого в новое, как они это понимали. Таким образом, большинство читающих стихотворение могло принять его на свой счёт.

В первой строф лирический герой изъявляет желание стать причастным торжеству преобразователей, чьи идеи называет неокрылённым криком (метафора и эпитет). Он хочет приникнуть к общей чаше (метафора) как верный (сравнение).

В следующих трёх строфах Брюсов использует синтаксический параллелизм со структурой фразы где вы... я... зову... Кроме того, эта структура каждой строфы с одинаковым началом – синтаксическая фигура анафора. Такая трёхчастная форма доказательств была свойственна риторическим текстам с древности.

Первые две параллельные конструкции похожи не только по форме, но и по смыслу. В первом случае «вы» уподобляется силам природы как гроза, губящая стихия (метафоры, эпитет). «Я» - голос, то есть гром, который предшествует разрушению от стихии. Призыв лирического героя тоже связан с миром природы: разрушать твёрдое вещество камня (устои вековые), чтобы проросли будущие семена. В образах второй строфы одновременно присутствуют и метафорические смыслы (революционно настроенные массы уподобляются стихии, а поэт – грому), и символические: поэт, вдохновлённый благородными идеями («вашим хмелем пьян» – метафора), становится проводником этих идей и предупреждает о грядущей буре.

Образы третьей строфы социальные. «Вы» сравнивается с беспощадным роком, судьбой, войском, а лирический герой – с трубачом и знаменосцем. Это две фигуры в войске, поднимающие боевой дух, вдохновляющие на подвиг (метафоры «зову на приступ, с боя брать преграды»).

Лирический герой призывает к своей истинной цели (святой земле, свободе бытия), не совпадающей с целью бунтарей. Образ святой земли у Брюсова – символ внутренней свободы, которой сперва нужно достичь, а потом за неё побороться.

Образы третьей строфы проясняют образы второй: простор для будущих семян – тоже символ свободы бытия – внутренней свободы, открытой для творчества, идей, преобразований и преображений.

Последняя строфа-вывод говорит о неприятии Брюсовым любой идеологии, это пророчество о губительной роли идеологии для душевной свободы. Лирический герой не готов принимать никаких ограничений, он согласен только двигаться дальше, к всё большей свободе. Антонимы ломать и строить – это символы создания нового мира в душах людей, созвучные «Интернационалу»: «Мы наш, мы новый мир построим». Но лирический герой готов лишь до основанья разрушить старый мир и разрушать его бесконечно: уничтожать общественные недостатки, но не создавать новые ограничения для души.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорной речи. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич