«К счастливым», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «К счастливым» Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который переводится с греческого как «Венок».

Литературное направление и жанр

В эпоху революции 1905 г. Брюсов создал цикл «Современность», в котором пытался дать свою оценку политическим и общественным событиям в стране, приспособиться к стремительно меняющемуся миру, найти своё место в нём. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

В стихотворении «К счастливым» Брюсов пользуется образной системой символизма. Его стихотворение – своеобразная утопия, описание счастливого будущего. Как это свойственно символизму, стихотворение описывает нематериальную, идеологическую сторону жизни потомков. Даже то, что в названии Брюсов использует субстантиват, превращает слово в символический образ. Кто счастливый? Потомки? Люди будущего? Насколько оно отдалено?

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 9 строф. Первая строфа определяет, хотя и очень абстрактно, время и место человека будущего, к которому обращается лирический герой. Следующие две строфы описывают среду обитания счастливых – город будущего. Четвёртая строфа сосредоточена на качествах грядущих поколений, а пятая и шестая – на их идеалах и достижениях. Седьмая и восьмая строфы посвящены судьбе нынешних поколений, а в девятой лирический герой примиряется с тем, что никогда не увидит нарисованного им счастливого будущего, в котором будет предан забвению.

Тема стихотворения - счастливое будущее. Основная мысль: жизнь нынешних поколений - дар грядущим, счастливым и совершенным.

Тропы и образы

В первой вступительной строфе Брюсов указывает на время, которое он предвидит. «Свершатся сроки» - вот и причина выбора точки на шкале времени. Изначально стихотворение основано на предопределённости. Не только время появления счастливых, но и факт их появления зависит от судьбы. Течение времени для Брюсова подобно реке. На быстрине столетий блестит луч какого-то ещё не наступившего века. Он загорится, когда придёт. То есть река времени – это не вода, а огонь.

Если первые две строчки – метафора времени, то следующие две – определение места человека в мире будущего. Оно очень похоже на коммунистические грёзы: вольный человек стоит твёрдо (эпитет и наречный эпитет) пред ликом неба (метафора то ли Бога, то ли совести).

Город будущего в стихотворении удивительно похож на мир романа-антиутопии Замятина «Мы», написанного спустя 15 лет, в 1920 г. Связанный с революциями всплеск утопий перешёл в рождение антиутопий, воплотивших разочарование и безнадёжность. Место обитания будущего человека – Единый Город из стекла, подобного чешуе (сравнение). Время года в нём регулируется, это место вечной «ласкательной весны» (эпитет). От человека также зависит время суток и погода. Он отказывается от смены дня и ночи, оставляя «чистый свет» (эпитет) без облаков и тени.

Мир Брюсова не похож на мир Замятина и любую коммунистическую утопию в оценке прошлого. Во всех антиутопиях есть пропасть между прошлым и «счастливым» будущим. Это воплощение слов «Интернационала», который декларировал разрушение старого мира и строительство нового. Но в данном стихотворении Брюсов ратует за преемственность поколений. Мир не «наш новый», а ничей. Он – дар всех предыдущих поколений будущим (метафора).

Лирический герой выделяет личные качества героев будущего. Для этого Брюсов использует перифраз цари стихий, владыки естества, последыши и баловни природы. Люди будущего представлены не просто как цари природы, но как повелевающие стихиями и самой природой. Они не живут, а совершают ликующие годы в веселье торжества (метафора).

В высоком стиле Брюсов описывает достижения, о которых мы (его современники) только томились «почти без веры»: свобода, равенство и братство. Эти лозунги Великой французской революции – ценности, которые лирический герой воспринимает как святой родник (метафора и эпитет), к которому современники не припадут, а люди будущего «вкусят смело, полностью, сверх меры» (наречный эпитет).

Для будущих поколений откроются все знания, что выражено метафорически: родник упоит их «в бессонной жажде знанья». Даже красота осуществится и «насытит их предельные желанья» (метафора), то есть та самая красота, которая спасёт мир.

Своё место и место своих современников лирический герой, не обольщаясь, определяет как забвение. Он сравнивает все современные поколения с перегноем, который ляжет в века. Никто в будущем не услышит этого стихотворения, которое лирический герой называет гимном (очевидно, прославляющим людей будущего). Но современники лирического героя обладают важными личностными качествами, которых он не находит у грядущих поколений: они ищут, верят и страстно дышат (метафоры живой неупорядоченной, страстной и в чём-то неправильной жизни).

С точки зрения лирического героя, его современники гибнут даром. Их прекрасные качества окажутся никому не нужными в будущем, их жизнь будет восприниматься как сказка, бред, беглый сон, тягостный кошмар (сравнения).

По произведению: 

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич