«Отверженный герой», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Отверженный герой» юный Брюсов написал в 1894 г. Оно было опубликовано во втором выпуске сборника «Русские символисты» в 1894 г. и посвящено Денису Папину (Дени Папену), французскому изобретателю парового двигателя.

Француз, живший во второй половине 17 в., был отвергнут собственной родиной, по религиозным соображениям вынужден был переехать в Англию, затем в Германию. Его судьба подобна судьбе многих великих людей. Папен вынужден был работать придворным инженером, возвращение на родину не решало материальных проблем его большой семьи. Повторно приехав в Англию, он обнаружил, что там его тоже никто не ждёт, все старые друзья-учёные мертвы, покровителей нет. Великий учёный, которому человечество обязано скороваркой, паровой турбиной, пароходами, умер в нищете и забвении.

У Дени Папена была мечта - приплыть в Англию на изобретённом им пароходе. Учёный принялся за строительство на реке Везер в германском городе Миндене. Легенда гласит, что он столкнулся с противостоянием рыбаков, которые боялись остаться без работы из-за этого изобретения. Они сломали и разрушили детище Папена, а его самого грозились утопить в реке. Пароход был построен уже после его смерти.

Брюсов узнал эту легенду из поэмы Эмиля Гуже, написанной в 1880 г. По версии Гуже, Папен покинул пароход и дал его уничтожить лодочникам только тогда, когда они пригрозили гибелью: «В воде, Папен, ты встретишь смерть». Брюсов усмотрел символический смысл в этом образе: учёный чуть не принял смерть от той стихии, которая его прославила.

Стихотворение Брюсова вошло в неизданный сборник «Juvenilia», который Брюсов готовил к изданию в 1896 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец поэзии символизма, о чём свидетельствует даже название альманаха, в котором оно был опубликовано. Символисты в чём-то были последователями романтиков. Образ отверженного героя, противопоставленного целому миру, единственного правого против всех неправых, присущ поэтике и романтиков, и символистов. Это ощущение одиночества и приподнятости над толпой – воплощение юношеского максимализма, который присущ многим поэтам независимо от возраста. Брюсов пронёс это ощущение через всю жизнь. Но чувство превосходства всегда сопровождается ощущением одиночества.

Жанр стихотворения – философская лирика. Кроме того, в стихотворении есть черты жанра посвящения, эпитафии (надгробной надписи) и элегии – рассуждения о бренности бытия.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 2 строф. В первой строфе Брюсов обращается к стихии воды. Она стала символическим саркофагом для Папена в тот момент, когда в водах реки утонули остатки его творения. Но Брюсов избегает конкретики, оставляя только символ воды как покоя и смерти.

Вторая строфа – обращение к отверженному герою Дени Папену, а также к любому несправедливо обиженному человеку и к себе самому. Это призыв к прощению и надежда на признание.

Тема стихотворения: признание не приходит сразу, великие люди, настоящие герои часто одиноки.

Основная мысль: настоящий герой, будь он изобретатель или отличившийся в любой области, всегда переживает отверженность, но обязательно получает признание, пусть и посмертное; Справедливость и правда всегда торжествуют.

Тропы и образы

Образы стихотворения приобретают символическое значение. Отверженный герой – это не только совершивший подвиг гражданин или великий учёный, как Папен. Отверженный герой – это любой достойный человек, идущий к своей цели и не допускающий компромиссов. Как Папен, который поставил на карту всё, набрал долгов и вложил всё в проект теплохода. Папен попал в долговую тюрьму и умер в забвении. Но, с точки зрения Брюсова, забвение почти всегда предшествует славе.

Забвение и слава отражаются в образах воды (первая строфа) и огня (вторая строфа). Отверженность, забвение и неудача описываются «холодными» эпитетами: серебряная пыль, полуночная влага, зыбкая тишина. Усталые мечты (метафорический эпитет) отверженного героя похоронены в речном саркофаге (метафора). Но ведь серебряная пыль – это горячий пар, детище героя.

Во второй строфе серебряная пыль превращается в священные лучи солнечной короны, блестящие в полутьме. Этот символ трудно понять. Лучи заставляют смутиться яркий день (олицетворение), то есть они нематериальны. Возможно, это слава или признание. Эпитет священные лучи наводит на мысль о святой правде или божественной их природе.

Божественную природу лучей также подтверждают первые две строки второй строфы. Трепет, искренние стоны и горячие молитвы (эпитеты) настают тогда, когда народ терпит наказание за грехи. Именно поэтому обиженным и отверженным не стоит проклинать людей, уничтоживших мечту их жизни. Божественная справедливость восторжествует, взойдёт солнце правды, и всё вернётся на круги своя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич