«Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина

История создания

Стихотворение «Осыпаются астры в садах» написано 18-летним Буниным в 1888 г. и опубликовано в литературном журнале «Книжки Недели» в №104. В это время Бунин жил в имении родителей на хуторе Бутырки Елецкого уезда. Здесь прошло детство писателя, сюда он приезжал на гимназические каникулы. Природа, описанная в стихотворении, с ранних лет знакома писателю.

Литературное направление и жанр

Бунин – писатель реалистического направления. Он удивительно точно передал осеннюю природу средней полосы, передав печальное настроение, которое почувствовал лирический герой. Оно относится к жанру пейзажной лирики. Философское обобщение во второй части основано на осознании увядания в природе, наполнено психологизмом.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух равных частей, представляющих собой три катрена каждая. Таким образом, в стихотворении 6 строф. Первые 3 строфы – описание осенней природы. В первой строфе лирический герой наблюдает осеннюю природу деревни: цветы в садах, клёны у окошка, поля за домами.

Во второй строфе лирический герой достигает (мысленно или реально) ближнего леса, осматривает его. В третьей строфе человек входит под лесную сень и настраивается на философский лад. Появляются созвучные осеннему настроению мотивы тоски и разлуки. Стихотворение могло бы быть закончено и после третьей строфы, но ощущается некоторая недосказанность, заявление новой темы. Удивителен восклицательный знак в конце первой строфы. Это мысленное восклицание лирического героя в чаще, где «не слышно ни звука», своеобразный крик души.

Неизвестно, к кому обращена вторая часть стихотворения. Чаще всего в случаях, когда адресат не назван, Бунин обращается к самому себе. Это обращение во внутренний мир, к лирическому герою стихотворения. По последним строкам первой и второй части можно сделать предположение, что лирический герой обращается к женщине, с которой переживает разлуку, с которой был счастлив, но счастье его обмануло. Обращение к женщине подтверждается возникновением в предпоследней строчке местоимения «нам». Лирический герой готов к диалогу с невидимым собеседником (или собеседницей).

В пользу первой версии говорит первая строчка второй части. Последними днями Бунин называет, очевидно, дни перед отъездом лирического героя из деревни. В четвёртой строфе лирический герой как будто отправляется по собственным следам: осматривает аллеи и нивы, как в первой строфе. В пятой строфе путешествие в пространстве заменяется путешествием во времени: осенние ночи навевают мысль о летних, когда пел соловей.

Философская мысль, высказанная в последней строфе, в сущности, перекликается с высказыванием Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну реку». Осень сменится весной, но это будет уже другая весна, лирический герой не испытает былого счастья. К мысли об изменчивости присоединяется мысль о бренности существования, о быстро текущих годах.

Тема стихотворения: осень в природе навевает грустные мысли о конечности всего сущего. Основная мысль: былого не вернуть, и осень – время тихой грусти по ушедшему.

Тропы и образы

Образы первой строфы создают эпитеты: стройный клён, холодный туман, ближний лес, золотая листва, сквозная листва, неподвижно белеет (наречный). Образы стихотворения традиционные для осеннего пейзажа: увядающие астры, желтеющий клён, туман на полях, лес в уборе (олицетворение), сквозная листва. Увядание природы создаёт образ осени как живого существа (олицетворение). Она веет тоской и разлукой (метафоры).

Первая строфа наполнена осенними красками: разноцветные цветы, жёлтый клён, золотистый лес, белый туман.

Эпитеты второй строфы посвящены описанию не осенней природы, а пространства и времени, пропущенного через призму человеческого сознания: последние дни, давно молчаливая аллея (метафорический эпитет), знакомые нивы, деревенские ночи, осенняя полночь, летние ночи, обманувшее счастье (метафорический эпитет). Существительные этой строфы тоже связаны с внутренним миром человека: любовь, грусть, тишина, молчанье, ночи, годы, счастье. Эти слова продолжают ряд эмоций, начинающийся в предыдущей части словами тоска и разлука. В антитезе осени и весны заключена идея стихотворения о быстротечности и бренности бытия.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

По произведению: 

По писателю: Бунин Иван