«Счастье», анализ рассказа Чехова

Этот рассказ А.П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в библейских писаниях. А символы сакрального проходят красной нитью через весь рассказ. Например, профессия главных героев – пастух, а образ пастуха тесно связан с религией, это исконный библейский персонаж. Или тот факт, что якобы Ефим Жменя приходится дядей кузнеца, а кузнец по русским поверьям – общается с потусторонним миром.

Знакомство с героями рассказа начинается  с первого же абзаца. Ясно, что персонажи во многом противопоставлены друг другу, а роднит их только то, что оба они пастухи. Разрозненность выражается и в описании их внешности, и в приятой ими позе.

Один из героев – восьмидесятилетний беззубый старик, лицо которого хранило следы тяжелых жизненных испытаний. Старик лежал животом на листьях подорожника и угрюмо думал о своей жизни, которая не задалась. Его душа очерствела, и мечты о чем-то высоком казались ему пустыми  и никчемными.

Уже в экспозиции становятся понятны жизненные приоритеты старика – это тщеславие и деньги. Именно в деньгах, по его мнению, заключается счастье, и все его рассуждения приводят только к этому выводу. Много времени он потратил на думы о том, как можно найти заколдованные клады, а на вопрос молодого пастуха, что он собирается делать в случае удачи, ответить не смог. Стариком просто владела мысль обладания несметными сокровищами, которая не давала ему покоя всю жизнь. Казалось бы, общение с Пантелеем радушное, но тот факт, что объездчик получает «полтораста в год» выводит на чистую воду завистливое начало старика.

Негодование, которым он внутренне переполнен, выливается через большую старую и лохматую овчарку – она набрасывается на объездчика. Собака сопоставлена со стариком и выступает в роли его двойника, которая может сделать то, что воспрещает человеческая мораль.

Другой герой – молодой парень, для которого жизненная стезя лишь начинается. Он открыт миру, впечатлениям, его внутренний мир радостно откликается всему великому и таинственному, похожему на завораживающую картину Млечного пути, что у него над головой. Он мечтатель и по-«младенчески» любопытен.

Третий герой стоит в стороне, как по сюжету произведения, так и по социальной принадлежности. Речь идет о господском объездчике Пантелее, что из Макаровской экономии. Это образованный и умудренный жизненным опытом служащий. Его фигура, манера поведения и обращение к пастухам выдавало в нем серьезного, рассудительного и знающего себе цену человека. Немаловажен тот факт, что в рассказе Пантелей курит трубку. Это действие во многих религиях наполнено сакральным смыслом, и попутно может означать мудрость, опыт персонажа.

Завязка рассказа происходит в тот момент, когда начинает звучать история про Ефима Жменю. Вполне возможно, что эта история выдумана стариком с единственной целью – заинтересовать объездчика и столкнуть его с верного пути на стезю кладоискателя призрачных богатств. На какое-то мгновение объездчиком овладели мысли о возможной легкой жизни, но рассказ старика о своей семье остепенил Пантелея. Он понял, что люди, выбравшие этот путь, в итоге никогда не будут счастливыми и искать мифические клады бессмысленно. От этого заключения и разочарованный вид, и чувство недосказанности на его лице, т.к. он не смог найти своего счастья и по сей день не знает, в чем оно заключается.

Животные тоже играют здесь свою роль. Их поведение соотносится с людьми, чтобы яснее дать понять истинные мотивы человеческой натуры. Как озлобленность старца передалась собаке, так и мысли отары овец на миг перешли к молодому пастуху.

Если вдаваться глубоко в смысл произведения, то можно трактовать героев как Ветхий и Новый завет (стоящие друг против друга, как старик и парень), где овцы – это люди между ними. Объездчик же является прообразом третьего завета, который способен дать всему народу абсолютное счастье.

Проблематика произведения стара, как мир: в чем же счастье -  в деньгах или в самой возможности жить и наслаждаться жизнью. У каждого будет своя аргументированная правда, и прийти к единому знаменателю в этом вопросе, возможно, никогда не удастся.

По писателю: Чехов Антон Павлович