«Дома», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Дома» был написан 1887 г. и напечатан в журнале «Новое время». Произведение вызвало восхищение критиков, Толстой отнёс его к рассказам «1-го сорта».

Литературное направление, жанр

«Дома» - реалистический психологический рассказ, обнаруживающий понимание Чеховым человеческой души вообще и души ребёнка в частности.

Проблематика

Самая важная проблема рассказа - проблема воспитания. Прокурор Быковский не считает курение собственным недостатком (он курит) и опасностью для сына, но обещает гувернантке поговорить с мальчиком. Логические доводы не приносят результата. Интуитивно отец находит способ поразить мальчика, так что тот решает не курить.

Близка к первой проблема отцов и детей. Они говорят на разных языках: «При внимательном наблюдении, взрослому Серёжа мог показаться ненормальным».

Третья проблема (что такое зло и как с ним бороться) не может быть решена симпатичным героем прокурором Быковским: «Чем непонятнее зло, тем ожесточённее и грубее борются с ним». Быковский осуждает директора своей гимназии, который считал курение преступным и исключал курильщиков. Не случайно Чехов сделал своего героя прокурором, обвинителем преступников.

Ещё одна проблема рассказа – свобода и несвобода личности. Быковский и его маленький сын внутренне свободны. Они живут без страха и чувства вины. Именно это даёт им возможность рассуждать и выбирать (наказывать или нет, курить или не курить). Не так ведёт себя гувернантка. Сама она не смогла объяснить мальчику, почему нельзя курить, из-за страха перед этим явлением.

Герои рассказа

Главный герой – прокурор Евгений Петрович Быковский, человек умный и рассудительный. Его глубокие размышления о сыне, о воспитании, о преступлении и наказании – всего лишь приятный домашний отдых. Быковский свободен от казённого мышления. Его не пугает курение сына так, как оно напугало гувернантку. Быковский рассуждает здраво. Он понимает, что страхи гувернантки небеспочвенны. При этом прокурор не хочет переносить свои профессиональные приёмы обвинителя на домашнюю жизнь. Он задаёт Серёже вопросы и внимательно слушает ответы, даже ловит сына на лжи. Но ни одно из его доказательств не достигает цели.

Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом.

В рассказе важна роль гувернантки. С одной стороны, она заменяет мать в воспитании ребёнка. С другой, гувернантка – это начало всей казённой школы, которую так ненавидел Чехов.

Сюжет и композиция

События рассказа занимают один вечер. У них есть звуковой фон. Когда Быковский приходит в кабинет, он слышит игру в 4 руки и шаги человека, который «о чём-то мучительно думал или же страдал зубною болью». После окончания разговора отца с сыном гаммы уже не играют, но шаги ещё слышны, как будто беседа не смогла разрешить мучительных раздумий.

Весь разговор построен как диалог, прерывающийся размышлениями Быковского или мальчика. Каждый новый довод прокурор начинает с мысли: «Что я ему скажу?»

Попытка объяснить, что такое собственность, подделываясь под язык ребёнка, потерпела поражение, потому что Серёжа задумался, из чего делается клей. Рассказ о дяде Игнатии, который курил и умер от чахотки, наводит мальчика на печальные мысли об умершей маме. Эти рассуждения Чехов передаёт детским языком: «Смерть уносит на тот свет матерей и дядей, а их дети и скрипки остаются на земле».

Отец понимает, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов.

Стилевые особенности

Детали портрета мальчика оживляют его образ: «Тщедушный, белолицый, хрупкий», при этом нежный и мягкий. Серёжа не говорит, а пропевает слова.

Психология героев раскрывается благодаря чередованию диалогов, внутренних монологов прокурора и произнесённых монологов Серёжи, а также несобственно-прямой речи героев.

По произведению: 

По писателю: Чехов Антон Павлович