«После театра», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «После театра» был напечатан в «Петербургской газете» 7 апреля 1892 г. и имел заголовок «Радость». Рассказ первоначально мог входить в состав ненаписанного романа, над которым Чехов работал в конце 80-х. Роман задумывался как отдельные рассказы, связанные между собой действующими лицами и идеей, раскрывающей роль искусства в жизни человека.

Литературное направление, жанр

«После театра» - реалистический рассказ о влиянии искусства на личность и о невозможности играть в жизни, как в театре.

Проблематика

Важнейшая для Чехова проблема – содержание искусства и его влияние на человека. Шестнадцатилетняя Надя Зеленина, посмотрев с мамой «Евгения Онегина», хочет написать такое письмо, как Татьяна. Её, казалось бы, беспричинную радость не могут омрачить даже придуманные горести.

Другая проблема – сердцу не прикажешь. Как ни старается Надя вызвать в своей душе чувства к офицеру Горному или студенту Груздеву, но она никого не любит.

Ещё одну проблема – становление человека в юности. Искусство здесь играет роль своеобразного учителя жизни, помогая прочувствовать и проиграть жизненные ситуации, которые ещё никогда не случались. Ощущения юной девушки - радость, переполняющая молодую жизнь.

Герои рассказа

Главная героиня – Надя Зеленина, счастливая и любимая семьёй 16-летняя девушка. Надя, как все девушки её возраста, мечтает о чём-то интересном, вся её сущность ждёт и жаждет сильных чувств.

Надя как будто стоит на пороге жизни с её страстями и горестями. Первое чувство, которое испытывает девушка – радость.

Надя никого ещё не любила, но в неё влюблены сразу двое: офицер Горный и студент Груздев.

Горный страстно любит музыку, великолепно играет на рояле. Он объяснился Наде в любви в симфоническом собрании. Горный в воображении Нади подобен печальному романтическому герою.

Груздев жизнерадостный, умный, совсем ребёнок, играющий с пуделем Максимом. Он весел и смешлив и в это смысле являет противоположность Горному, как груздь горе.

Сюжет и композиция

В центре композиции рассказа – письмо. Вдохновившись письмом Татьяны, Надя решает написать Горному подобное. Но для этого ей не хватает жизненных событий, она не пережила любовь, страсть Татьяны. Юношескому максимализму Нади нужны противоречия. Ей интересно «быть нелюбимой и несчастной». Взаимная любовь, с её точки зрения, скучна.

Надя воображает Горного романтическим героем, который увлёкся неинтересной, ничтожной девушкой. А себя делает романтической героиней, готовой уйти в монастырь или умереть ради счастья возлюбленного. Жалея себя воображаемую, Надя плачет и от слёз не может писать.

Но Надя не только не готова жертвовать собой, но и не влюблена. Именно поэтому ей всё равно, кому из кавалеров писать письмо.

Однако Надя не романтическая героиня, а обычная весёлая девушка. Её переполняет беспричинная радость, которой она пытается найти оправдание, вспоминая смешную историю. От веселья до слёз один шаг, Надя плачет теперь от радости. Девушка решает, что лучше любить жизнерадостного Груздева, и рвёт грустное романтическое письмо.

Но Надя не может сосредоточиться на воображаемой любви. Она думает обо всём на свете, и всё радует её. Девушка предвкушает будущее счастье: «Немного погодя будет ещё лучше».

Таким образом, девушка приобрела важный жизненный опыт: нужно жить своей жизнью. Только собственная жизнь дарит радость, только она настоящая.

Стилевые особенности

Слёзы и смех – эмоции, очень подробно описанные Чеховым. Слёзы воображаемого горя мешают дописать письмо: «На столе, на полу и на потолке дрожали короткие радуги». Слёзы радости брызгают из глаз на бумагу. Радость сравнивается с резиновым мячиком и волной, она одухотворена, обещает Наде, что всё хорошо и будет ещё лучше.

Лёгкие волосы Нади, которые шевелятся от смеха, как от ветра, и падают на письмо, а также вздрагивающие от смеха плечи создают образ лёгкости бытия, присущий юной девушке.

По произведению: 

По писателю: Чехов Антон Павлович