«Запели тёсаные дроги…», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Запели тёсаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму, связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.

Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

Из пары радость-боль в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Есенин Сергей