«Русь советская», анализ стихотворения Есенина

Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская», написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название – «Русь советская» - звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно,  лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина  - «В хате», «С добрым утром!», «Берёза».

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни», «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись», «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна», а его «поэзия здесь больше не нужна», и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем.  Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен».

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом», а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю», но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен,  Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

По произведению: 

По писателю: Есенин Сергей