«Ласточки пропали...», анализ стихотворения Фета

Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета можно охарактеризовать словами "улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года" из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно эти метафоры - "ясная улыбка природы" и "утро года" - помогают получить яркое представление об особенностях лирики Фета. Стихотворения этого поэта пробуждают в душе такие чувства, как радость, ощущение того, что счастье непременно ждет впереди. Наверное, не слишком искушенному в области литературы читателю на ум чаще всего приходят такие строки: "Уж верба вся пушистая раскинулась кругом... ", первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей", "Это утро, радость эта…" и множество других. Эти стихи помнятся с детства, потому что вызывают ощущение безмятежности, весенней неги и приближающегося лета.

Совсем иное дело - стихи об осени. Это не тютчевская "короткая, но дивная пора". Это хандра, это "небо ненастное", это время, когда "георгины дыханьем ночи обожгло". Именно об этом мрачном времени года стихотворение А. Фета "Ласточки пропали..."  Уже первая строка вызывает ощущение безысходности: для русского человека "пропал" - это исчез безвозвратно. Конечно, любому читателю понятно, что ласточки снова прилетят, они не исчезли совсем, но тягостное впечатление остается. Появление грачей весной вызывает радость (как не вспомнить знаменитую картину Алексея Саврасова "Грачи прилетели"?). В стихотворении Фета грачи явно готовятся к отлету на юг, потому что их так много собирается в стаю, что они напоминают герою сеть: " ... да, как сеть, мелькали вон за той горой".

Если первая строфа данного стихотворения вызывает в нашем восприятии картину осеннего вечера, то остальные три строфы раскрывают состояние лирического героя, который, очевидно, тяжело переносит эту неопределенность времени года в природе. Самочувствие героя ощущается прямо-таки физически: "С вечера все спится". И действительно, когда осенью начинает рано темнеть, сразу появляется сонливость, а когда ложишься в постель, долго не можешь заснуть, ведь слышно, как "ночью ветер злится да стучит в окно".

В третьей строфе угнетенное настроение героя достигает высшей точки, и он с отчаяньем восклицает:

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!

Так как стихотворение построено на параллелизме, то вполне естественно, что состояние героя сильней раскрывается через образы природы. Поэтому в последних двух строфах эта взаимосвязь ощущается в полной мере. Например, герой уже рад встретить зиму, а природа к этому еще не готова, и

Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Возникает такое впечатление, будто именно герой вызвал этот испуг своим настойчивым призывом к зиме скорей приходить с вьюгами да метелями.

В последней строфе состояние героя достигает своего апогея:

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!

Именно поэтому и возникает образ перекати-поле, символизирующего неприкаянность, по сути, неприкаянность души героя, который никак не может смириться с наступлением поздней осени. Достаточно вспомнить, что в лирике существует довольно распространенное сопоставление жизни человека с природными циклами. Так вот осень в природе - это время умирания, подготовка к смерти. Какие можно испытывать чувства, готовясь к смерти. Неслучайно считается, что и душа человека теряет способность радоваться, как будто впадает в спячку.

У стихотворения "Ласточки пропали" даже форма строфы необычная: это не традиционное для лирики XIX века четверостишие. Нет, строфа удлинена до пяти строк, словно автор такой тянущейся бесконечно строфой напоминает нам о тянущихся бесконечно долгих осенних вечерах.

По произведению: 

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич