«Белый Клык», анализ повести Джека Лондона

История создания

Повесть «Белый Клык» (1906) была напечатана через 3 года после повести «Зов предков» сначала в журнале «Аутинг мэгезин», а потом отдельным изданием в Нью-Йорке. Сам писатель называл новую повесть не продолжением «Зова предков», а дополнением к нему. Джек Лондон так описывал свою задачу: «Я намереваюсь показать обратный процесс. Вместо процесса одичания и вырождения собаки я собираюсь дать картину эволюции, цивилизации собаки – развитие в ней чувства дома, верности, любви, послушания и всех других достоинств».

Литературное направление и жанр

Несмотря на то, что автор представляет на суд читателя мысли и чувства собаки, знать которых не может, произведение является реалистическим. Приёмы романтизма автор использует разве что для создания образа Красавчика, у которого внешнее и внутренне уродство неотделимы, и благородного Скотта, лишённого недостатков. Зато жизнеописание главного героя протекает по законам реализма, анализирующего психологические причины поступков героя и его прошлый опыт, даже происхождение.

Жанр повести соответствует задаче писателя – рассказать о происхождении и жизни Белого Клыка. Главный герой в процессе формирования переживает перерождение, что характерно скорее для романа. Несмотря на всё сказанное, «Белый Клык» - приключенческая повесть.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема повести – жизнь существа, для которого законы Северной глуши постепенно сменяются законами добра и справедливости, истинной человечности.

Основная мысль состоит в том, что любая личность формируется под влиянием задатков и среды, обстоятельств, в которые она попадает. Джек Лондон осуждает людей, превратившихся в зверей, потому что они – боги, которые должны быть в ответе за всю природу, а на деле не могут взять ответственность даже за собственную жизнь.

Проблематика повести связана с жестокостью и равнодушием людей. Законы природы, Северной глуши суровы, но не менее жестоки законы человеческой жизни. Люди природному существу, волку представляются сумасшедшими. Какой же должна быть жизнь этих существ, чтобы даже волка поражало её безумие?

Сюжет и композиция

Повесть значительна по объёму и занимает около 200 страниц. Она состоит из 5 частей. Первая часть композиционно представляет собой пролог к остальным четырём частям. Она могла бы стать совершенно отдельным рассказом о трудном северном пути. У первой части есть своя экспозиция, роль которой играет суровый северный пейзаж безмолвного мёртвого леса. «Оледеневшая до самого сердца дикая Северная глушь» с мудрым смехом наблюдает тщету жизни.

Два смелых человека, Билл и Генри, перевозят гроб богатого человека, лорда, на шести собаках. За ними следует стая голодных волков. Одна волчица очень смела. Она приходит к кормёжке и берёт себе одну рыбу, а также выманивает собак по одной, и их разрывает волчья стая. Люди считают её ручным волком, тем более что у волчицы в шерсти есть лёгкий красноватый оттенок.

Когда Билл, защищающий одну из трёх оставшихся собак, отходит от повозки, его тоже съедают. Стая больше не таится даже днём и окружает Генри, успевшего спрятать гроб на верхушках деревьев, плотным кольцом. Генри проводит ночи без сна, жжёт костры. Но усталость берёт своё, и Генри засыпает. Он выжил только благодаря тому, что к его стоянке подъехали четверо нарт, разыскивающих лорда Альфреда. Такова развязка повествования о смелых людях. Эта же история – пролог к истории Белого Клыка, утверждающей могущество человека и его победу над природой.

Во второй части читатель узнаёт, что дальше было с рыжеватой волчицей, которая сожрала собачий корм, потом собак, потом Билла. Вся жестокость жизни в Северной глуши открывается читателю. Отощавшие волки выжили только благодаря тому, что задрали самца лося. Из трёх самцов в драке за волчицу выжил и победил мудрый старый Одноглазый. Он и стал отцом пяти волчат, из которых только один был серым, как отец. Он единственный выжил в период голода.

Джек Лондон описывает схватку рыси и дикобраза, волка и дикобраза, рыси и волка. Все подобные натуралистические сцены описаны беспристрастно, документально, как киносъёмка. И только серый волчонок будто снят крупным планом. Автор не только описывает его поступки, но пытается проникнуть в его «внутренний мир», пристально следит за его развитием.

Волчонок тянется к свету, совершает первые сознательные поступки и почти с первого дня становится «очень свирепым волчонком».

Автор следит не только за каждым шагом маленького зверька, но и, как настоящий натуралист, описывает появление в нём новых качеств, этапы познания мира. Волчонок от природы знает страх, наследие Северной глуши, благодаря которому он избегает встречи с росомахой, впервые выйдя из пещеры. Волчонок учится. Птица клюёт его в нос, но он съедает птенцов куропатки. В зверьке бушует воинственная кровь предков. Он рождён, чтобы убивать добычу и драться, прежде чем её убить.

Волчонок становится свидетелем извечной природной борьбы, видит, как куропатку хватает ястреб. Малышу удаётся избежать смерти в воде.

Мать спасает волчонка от ласки, убивает детёныша рыси и её саму, чудом не погибнув. Волчица учит детёныша охотиться, и это доставляет ему огромное наслаждение.

В третьей части волчонок оказывается в индейской деревне. Он сразу же получает имя Белый Клык. Оказывается, его мать сбежала из этой деревни, когда был голод и собакам не хватало мяса, и было это год назад. Отец волчицы был волком, а мать – собакой, поэтому она послушна человеку, называющему её Кичи. Серый Бобр берёт себе и Кичи, и волчонка, потому что она принадлежала его умершему брату.

Белый Клык приспосабливается к людям, узнаёт, что такое вигвамы и огонь, понимает, что люди – это боги, что он им принадлежит. Белый Клык понимает это, когда Серый Бобр отдаёт Кичи в уплату долга индейцу Три Орла, уехавшему на Большое невольничье озеро. Белый Клык, попытавшийся последовать за матерью, впервые был избит человеком по-настоящему, так, что «на всём его маленьком теле не было ни одного живого места».

Осенью индейцы стали собраться в путь, а Белый Клык решил остаться на воле. Но неволя изнежила его: он мёрз, разучился добывать еду. Два дня Белый Клык догонял людей, голодая, погружаясь в ледяную воду, страдая от мокрого снега.

В декабре Серый Бобр с женой и сыном отправились на двух санях вверх по Маккензи. Белый Клык впервые был запряжён в сани. Мит-Са сделал Лип-Липа вожаком, привязав его за самую длинную верёвку, чтобы отомстить ему. Теперь за Лип-Липом гнались все собаки, которые его возненавидели.

Когда Серый Бобр вернулся в посёлок, Белый Клык понял, что ему больше не надо бояться взрослых собак. Он не отдал свою кость старому Бэсику, «уверовал в себя и возгордился».

Когда Белому Клыку пошёл третий год, начался голод, так что боги умирали и ели рукавицы и мокасины из кожи, даже собак. Белый Клык убежал в лес и охотился на маленьких зверьков. Ему помогало умение ждать. Он задрал волка и рысь, а однажды убежал от стаи волков. В лесу Белый Клык убил убежавшего от голода Лип-Липа, а потом вернулся в посёлок как раз с концом голода.

Четвёртая часть кульминационная в повести. Белый Клык жил в индейском посёлке до 5 лет. Мит-Са сделал его вожаком упряжки. Жизнь Белого Клыка проходила во вражде со стаей собак, так что даже Серый Бобр поражался его жестокости.

Серый Бобр пошёл в путешествие до форта Юкон и взял Белого Клыка с собой. Форт Юкон компании Гудзонова залива стоял под самым Полярным кругом. Это было лето 1898 г. Люди, привлечённые золотой лихорадкой, нуждались в тёплой одежде, так что индеец, взявший с собой тюки с мехами, мокасинами и рукавицами, решил просидеть в форте до осени и выручить побольше.

Между тем Белый Клык дрался с ничего не стоящими собаками всемогущих белых богов.

Его победы заметил Красавчик Смит, который споил Серого Бобра, отдавшего ему собаку за бутылку. Трижды Белый Клык возвращался к Серому Бобру, трижды был бит так, как никогда до этого. Сумасшедший бог принуждал его драться с другими собаками, сделал из него «бойцового волка», повёз в клетке в Доусон и выставил напоказ. Пёс дрался с волками и даже с рысью. Единственный, кого он не смог победить – бульдог Чероки, который едва не задушил Белого Клыка своей мёртвой хваткой. Белого Клыка спас Мистер Скотт, разжав челюсти бульдога и заплатив Красавчику 150 долларов.

В попытках приручить пса пострадали и Скотт, и погонщик Мэтью. Но, научившись любить, Белый Клык ни перед чем не остановился, так что Скотту пришлось забрать его домой, в Калифорнию.

Пятая часть – развязка истории о Белом Клыке, чья жизнь в конце повести становится спокойной и стабильной. В поместье Сиерра-Висте Белый Клык познакомился со всеми обитателями и научился к ним приспосабливаться, вести себя цивилизованно. Домашние стали лучше относиться к нему, когда он лаем сообщил о несчастье с хозяином, упавшим с лошади и сломавшим ногу. Белого Клыка стали называть Бесценным Волком, когда он спас судью Скотта ночью от мщения сбежавшего преступника. Раненый тремя пулями, пёс чудом остался жив, за ним ухаживали сами дочери судьи. Эти два события – кульминации пятой части.

Повесть заканчивается идиллией: Белый Клык греется на солнышке, а вокруг ползают его щенки, которых родила когда-то враждовавшая с ним овчарка Колли.

Герои повести

Волчица, мать главного героя, в первой части живёт без имени. Читатель узнаёт, что она крупнее обычного волка, её шерсть имеет красноватый оттенок, как у собаки
Кичи для Белого Клыка была центром вселенной. Свободолюбия в ней больше, чем в Белом Клыке, хотя она волк наполовину, а Белый Клык – на две третьих. Она дважды убегает от людей. Встретив её с выводком новых щенков, Белый Клык узнаёт мать, но Кичи, повинуясь инстинкту, забыла годовалого сына.

Главный герой, который в третьей части получает от индейцев имя Белый Клык, рождается во второй части. Рассказывая о его младенчестве, писатель подчёркивает, что волчонок – дикий зверёк, который родился и выжил только по случайности, избежав многих опасностей Северной глуши. Начав охотиться, волчонок постиг первый в жизни закон – закон добычи: «Цель жизни – добыча. Сущность жизни – добыча. Жизнь питается жизнью… Ешь, или съедят тебя самого». Как дикий зверь, волчонок растёт злобным, наслаждающимся яростью битвы, погоней за добычей.

Став собственностью людей и получив имя, Белый Клык признал в них всемогущих богов, подчинился им, как подчинялась Кичи. С этого момента Белый Клык начинает постепенно очеловечиваться. Первое человеческое качество, которое он приобретает – непереносимость направленного на него смеха.

Став собакой Серого Бобра, Белый Клык «отдал свою судьбу в чужие руки и снял с себя всякую ответственность за собственное существование». Ему приходится строить отношения не только с людьми, но и с собаками, с Лип-Липом, чьи преследования ожесточили волчонка. Он стал злобным, угрюмым, свирепым.  Из-за Лип-Липа Белому Клыку не удавалось поиграть со сверстниками, поэтому в нём исчезло всё щенячье, он стал развиваться умственно, стал хитрым, научился воровать еду.

Подчинившись человеку. Белый Клык постиг связанные с ним законы: нельзя кусать бога, нужно его слушаться. Белый клык познал и справедливость бога, отгонявшего от него Лип-Липа, кормившего его мясом. В Белом Клыке боролись два инстинкта: тянувший к свободной жизни и гнавший к костру человека.

Враждуя с собаками, Белый Клык научился умениям, позволившим ему впоследствии выжить: бороться сразу со всей стаей, всегда держаться на ногах, кидаться в драку без предупреждения, вцепляться собаке в горло. Он стал злобным, ловким и сильным, но всегда сохранял хладнокровие. Никто из собак не мог сравниться с ним быстротой ног. Враждебная среда сделала его более выносливым, злым, ожесточённым, умным и беспощадным, чем любая собака. Он постиг новый закон: повинуйся сильному, угнетай слабого. В его жизни не было места потребности в ласке или добрых чувствах.

Белый Клык не нуждался в обществе своих собратьев, зато он честно и охотно трудился для человека. По наблюдениям автора, честность в труде присуща всем прирученным волкам и собакам.

Белый Клык следил за тем, чтобы собаки не посягали на его обособленность, «он был свирепым тираном, он правил с железной непреклонностью». Серый Бобр для собаки был жестоким богом, к которому он не чувствовал привязанности.

Белый Клык постигал всё новые человеческие законы: есть свои и чужие боги, и чужим можно мстить, собственность хозяина надо охранять. Белый Клык был хорошим сторожем, стал «ещё злее, ещё неукротимее и окончательно замкнулся в себе». Он постиг, что нужно служить своему богу, но не по любви, а «повинуясь чувству долга и благоговейного страха». Закон преданности человеку для него стал сильнее любви к свободе и кровных уз.

Возмужавший Белый Клык был крупнее собак и шире в плечах. В нём было много волчьего, и всё-таки он был собакой. Белый Клык научился одерживать победу в драках с индейскими собаками. Он умел правильно рассчитывать время и расстояние.

Попав к Красавчику, Белый Клык превратился в дьявола, в машину для убийства. Только ласка Смитта смогла пробудить в нём любовь, медленно развившуюся из склонности. Белый Клык стал отличным сторожем. Любовь принесла боль, ощущение пустоты при расставании, так что Белый Клык даже заболел при расставании. Он научился вилять хвостом и прижиматься к Скотту головой, засовывая её под мышку.

В Калифорнии Белый Клык окончательно превратился в собаку, научившись лаять. Он совершил подвиг любви и преданности, защитив даже не хозяина, а его отца, от убийцы. Так Белый Клык стал достойным и счастливым членом цивилизованного общества.

Люди в повести

Первым хозяином Белого Клыка стал индеец Серый Бобр. Его превосходство основывалось на жестокости. Он никогда не ласкал пса, но был справедлив, наказывая физической болью или воздерживаясь от удара. Серый Бобр не пробудил в Белом Клыке ни любви, ни привязанности. Индеец дорожил собакой, но не больше, чем другой вещью. Он пропил свою верную собаку.

Красавчик Смит – «на редкость уродлив» и внутри, и снаружи. Низкорослый, с приплюснутым затылком, низким и широким лбом, жёлтыми клыками, вылезающими из-под тонких губ, он похож на неандертальца. Это дополняют широко посаженные вылупленные мутно-жёлтые глаза, тяжёлая нижняя челюсть и тонкая шея. Красавчик был презренным жалким трусом. В форте он жил постоянно, стряпал и мыл посуду. С точки зрения собаки, он – сумасшедший белый бог, который дразнит пса и доводит до бешенства. Скотт называет его не человеком, а зверем.

Уидон Скотт, инженер с приисков, – первый цивилизованный, или попросту хороший, человек, который встретился Белому Клыку. Он назвал людей, глядящих на бой собак, Красавчика, добивающего ногами проигравшего пса, их истинным именем – мерзавцы. Скотт – натура настолько сильная, что Красавчик беспрекословно уступает ему собаку, а зрители подчиняются ему.

Через две недели Скотт и погонщик Мэтью решают, что жалко убивать такую собаку. Скотт приручил Белого Клыка только любовью и лаской, он не только справедлив, как Серый Бобр, но и великодушен. Он так доверяет Белому Клыку, что даже оставляет его в курятнике.

Художественное своеобразие

В повести автор исследует жизнь животных как натуралист, зоолог. Но в лирических отступлениях Джек Лондон рассуждает о законах жизни дикой природы. Для него, человека, гуманиста, это «арена, где льётся кровь, где царит жестокость, слепая случайность и хаос без начала и конца». Законы жизни индейцев и белых людей, с которыми сталкивается Белый Клык, мало чем отличаются от законов Северной глуши.

Точка зрения на происходящее в повести всё время меняется. Порой это беспристрастные авторские характеристики, часто – точка зрения Белого Клыка, если бы он умел её высказать. Например, Красавчик Смит называется в повести сумасшедшим, потерявшим человеческий облик существом (точка зрения рассказчика) и сумасшедшим богом (точка зрения собаки). Появившийся в четвёртой части Смитт вносит те критерии добра и зла, которые сам рассказчик считает мерилом правильной цивилизованной жизни. Они контрастируют с теми законами Северной глуши, по которым жили и животные, и индейцы, и белые люди в форте Юкон.

По произведению: 

По писателю: Лондон Джек