Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Загадочные горные вершины Кавказа, природа и быт народов, населяющих его, всегда живо интересовали поэтов и писателей России прошлых веков. Кавказская тема была активно затронута во многих произведениях. Немаловажное место тема кавказских горцев занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» - золотое звено кавказского цикла поэта.

Один из главных персонажей этого произведения - юная черкешенка по имени Бэла, воплотившая в себе доселе незнакомый русскому читателю и неизведанный образ горянки. Загадкой является происхождение имени Бэла, предположительно оно придумано самим Лермонтовым и впоследствии прочно вошло в обиход кавказских имён.

Через всё произведение лейтмотивом проходит противопоставление образов петербургской аристократки княжны Мэри, светской дамы Веры и молодой дикарки, дочери черкесского князя Бэлы. Всех роднило только одно: любовь к главному герою повести, скучающему от жизни молодому прапорщику Григорию Печорину.

Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

Юная горянка выросла в естественных условиях нетронутой природы. Она - нимфа гор, дочь гордого, горячего, самобытного народа, немаловажной чертой которого являлось чувство собственного достоинства. Как и положено, она необразованна, пуглива и дичится чуждых её обществу людей, разговаривающих на плохо понятном языке.

Печорин впервые видит Бэлу на свадьбе её старшей сестры, будучи приглашённым туда в качестве гостя. Черкешенка поражает его своей красотой, скромностью и кротостью. У скучающего молодого человека при виде горной нимфы появляется новая цель в его обыденной военной жизни, он непременно решает завладеть Бэлой любыми способами, и юная горянка становится практически разменной монетой в споре двух русских офицеров.

Нельзя сказать однозначно, любил ли Печорин Бэлу хоть немного на самом деле, или, устав от образованности светских барышень и заскучав от кокетства столичных аристократок, просто поставил цель добиться любви этой девушки в поиске чего - то нового, необычного, экзотического и неизведанного. Вполне возможно, что это была попытка прикоснуться к миру естества, чистоты и искренности чувств, всего того, что ему недоставало в собственной натуре.

История судьбы этой девушки полна трагизма. Собственный брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения - чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца. Печорин, всячески добиваясь любви Бэлы, и получив желаемое, через время снова впадает в скуку и охладевает к ней, признаваясь самому себе, что любовь дикарки в итоге ненамного интереснее чувств знатной особы, и что простодушие и невежество одной так же быстро надоедают, как кокетство и образованность другой.

Вся трагедия в том, что выросшая в патриархальной кавказской семье и воспитанная в мусульманской вере, Бэла с малолетства впитала в себя не только безграничную преданность любимому человеку, но и верность своим традициям. Она так беззаветно и страстно смогла полюбить Печорина, что его ответные чувства к ней меркнут, кажутся пустыми и никчемными. Поэтому когда удар кинжалом отводит ей всего пару дней жизни, на предложение принять христианство перед смертью, дабы в будущем воссоединиться с Печориным в раю, девушка отвечает отказом, не желая изменить той вере, в которой воспитывалась, хотя продолжает горячо любить молодого человека.

Подытоживая свою повесть о юной черкешенке, рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

По произведению: 

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич