«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова

История создания

Рассказ «Привидение в Инженерном замке» был напечатан в 1882 г. в газете «Новости и Биржевая газета», в №№ 294 и 295. Первое название рассказа – «Последнее привидение Инженерного замка. Рассказ».

В 1881 г. инженерный капитан Запорожский рассказал Лескову историю, которая случилась на его глазах: мальчишки-кадеты шалили у гроба директора Военно-инженерного училища генерала Ломновского. В тексте начальник Инженерного замка называется Ламновским.

Литературное направление и жанр

Жанр произведения указан в первоначальном названии. Рассказ реалистичен, хотя до последней главки кажется мистическим. В конце автор разоблачает «привидение», объясняя его появление материальными причинами. Эта история не зря была напечатана в сборнике святочных рассказов. Произведение раскрывает психологию героев и прослеживает изменения их характеров, сильные и слабые стороны их душ.

Тема и проблематика

Тема рассказа – жестокость и милосердие, великодушие и малодушие. Основная мысль состоит в том, что великодушные люди способны на самые сильные и светлые чувства – любовь, прощение и милосердие. Эти прекрасные движения их душ могут даже преобразить заблудшие души, за ними наблюдающие.

В рассказе поднимается проблема человеческой совести, истинной любви и милосердия, проблема воспитания и образа воспитателя, проблема преображения человеческой души.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 11 главок. Экспозиция рассказа растянута. Первая главка посвящена истории дома, в котором происходят события, бывшего Павловского дворца, отданного теперь инженерным кадетам. Существовало множество мифов о привидениях Инженерного замка: призраках Петра Великого, императора Павла и, наконец, кадета, изображавшего привидение императора и пугавшего младших товарищей. Кадет якобы умер под розгами, напугав проезжавшее под окнами высокое лицо.

Генерал Ламновский, начальник Инженерного замка, не пользовался любовью кадетов. Поэтому они устраивали Ламновскому «похороны», проходя траурной процессией по коридорам замка каждые именины Ламновского.

Основная история начинается только с четвёртой главы, в 1859 или 1860 г. Ламновский умер, и кадеты не скрывали своей радости. Они были увещеваемы священником, объяснившим, что по замку действительно ходит, но не приведение, а серый человек – совесть. Кадеты восприняли рассказ как историю об ещё одном приведении. Так что призрак, увиденный кадетами, стоявшими на карауле в траурной зале генеральской квартиры, очень их напугал.

Больше всех пострадал курсант К-дин, который особенно рьяно передразнивал Ламновского и изображал умершего во время шутовских траурных процессий. Стоя в карауле, шалун подёргал умершего за нос, как это часто делал Ламновский при жизни. Привидение, принятое кадетами за самого духа замка и благословившее упавшего К-дина, оказалось вдовой генерала, которая была при смерти и с трудом пробралась в траурную залу, чтобы попрощаться с любимым супругом. Эта история раскрывается только в последней главке. Любовь вдовы оказалась сильнее смерти. «Привидение» произвело такое впечатление на кадетов, что они больше не могла радоваться чужой смерти.

Герои и образы

Генерал Ламновский не был любим ни начальством, ни детьми. К детям он был суров и безучастен, не заботился о них, но докучал и придирался ко всему. Дети отвечали Ламновскому тем же: они высмеивали его неприятные и смешные манеры.

Ламновский не мог вдохновить молодое поколение или внушить уважение к себе, потому что был человеком неинтересным и, очевидно, не особенно умным: ему недоставало слов «на выражение начальственных внушений детям». Привычка гладить нос всеми пятью пальцами во время выступления перед воспитанниками была самой смешной.

Ламновский не умел находить общий язык с кадетами, сердился на них и наказывал их. Его сердце не умело ни любить, ни прощать. Совсем не такой была его жена.

Генеральша, в отличие от мужа, была тиха, как ангел. Несмотря на свою болезнь, она, как думали кадеты, охраняла их кротким нравом от злобы генерала, была их добрым гением.

Кадеты никогда не видели генеральшу. Это была одна из причин, почему они приняли умирающую женщину, с трудом доковылявшую до гроба мужа, за привидение.

Женщина, принятая кадетами за привидение, сравнивается с трупом, в котором заключена душа. Фигура женщины измождена, лицо «страшно худое, до синевы бледное и совсем угасшее», волосы густые, длинные и седые. Глаза несчастной сравниваются со сверкающими углями. Они яркие и блестят воспалённым огнём. Руки женщины худые, похожие на руки скелета, уста черны и открыты. Сходство с привидением усиливается от дыхания, похожего на стон, белой одежды вдовы.

Умирающая женщина легко справляется с задачей, которую всю жизнь безуспешно решал её муж. Она только погрозила шалуну пальцем и посмотрела на него «с неизъяснимой грустью». Этого было достаточно, чтобы не только провинившийся мальчик, но и все воспитанники «Инженерного замка» перестали радоваться чьей-либо смерти. Это настоящее чудо пробуждения Божьего духа в грешном человеке.

Описывая кадетов, Лесков точно отмечает их жестокость. Подростки не прощают Ламновскому неприятные манеры, например, привычку при разговоре гладить нос. Дети называют это «доить слова из носа». Они не способны к проявлению милосердия.

Кадеты не церемонятся со своим директором. Злые дети распускали слухи, что генералу мрамор для постройки Исаакиевского собора носят демоны. Но самая жестокая шалость кадетов – «похороны» генерала каждый год в день его именин.

К-дин – самый отчаянный шалун.

Насмешка над мёртвым кощунственна. Но радость К-дина от того, что покойник не сможет его наказать, так велика, что превосходит страх мистического. Тем сильнее раскаянье мальчика.

Художественное своеобразие

В рождественском рассказе писатель всегда стремится преподать читателю какой-нибудь нравственный урок. Это должно произойти как будто невзначай, когда читатель наблюдает за судьбами героев.

Размышления автора о состоянии души любого человека в сумерках, о страхе человека перед потусторонним и мистическим, о том, каких привидений может создать человеческая фантазия – обобщения, помогающие читателю сопоставить себя с героями.

Портрет вдовы генерала написан настолько мастерски, что читатель до последней главы верит в то, что она – привидение. Впечатление усиливает метафора: «Казалось, что в гробу целовались две смерти».

Вывод рассказа соответствует библейской истине о том, что любовь и страх несовместимы, что простить можно только любя.

По произведению: 

По писателю: Лесков Николай Семёнович