«Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера

Дошедший до нас «Тартюф, или Обманщик» совсем не тот, каким он был раньше. История создания этого произведения по-своему уникальна и интересна. В первой редакции комедии, поставленной на Версальских празднествах в мае 1664 года, главный герой пьесы был духовным лицом. Театральная постановка называлась «Тартюф», состояла из трёх действий и строилась вокруг взаимоотношений Тартюфа, Оргона, Эльмиры и Дамиса.

Мариана, Валер, судебный пристав и королевский офицер появились в комедии в 1667 году, когда, под влиянием религиозной организации «Общества святых дворов» и королевы-материи Анны Австрийской, Мольер был вынужден снять с Тартюфа рясу, с тем, чтобы прекратить оскорбление церкви и религии. Во второй редакции главный герой был переименован в Панюльфа, стал светским человеком, а сама комедия получила название «Обманщик» и расширилась до пяти действий. Пьеса заканчивалась развенчанием лицемера благородным монархом и была одобрена Людовиком XIV.

Отъезд французского короля в армию и устное разрешение на постановку пьесы позволили президенту парламента Ламуаньону запретить «Обманщика» на сцене. Мольер направил Людовику XIV прошение, в котором обещал прекратить писать, если нападки на его произведения и впредь продолжаться. Тем временем «Обманщик» разошёлся по стране и получил невероятную популярность в частных домах, где нередко ставился в рамках домашних спектаклей.

После смерти в 1666 году королевы-матери и наступления в 1668 году примирения между католиками и янсенистами постановка многострадальной комедии вновь была разрешена. Пьеса получила двойное название – «Тартюф, или Обманщик», главному герою было возвращено его первоначальное имя, но он так и остался светским лицемером, прикрывающимся мнимой святостью. Религиозная терпимость, наступившая к этому времени в обществе, окончательно пресекла нападки на комедию тайного «Общества святых даров», что позволило представить пьесу на суд публики в феврале 1669 года и обеспечить ей долгую сценическую жизнь.

Говоря об истории создания «Тартюфа, или Обманщика», нельзя не отметить и тот факт, что в основу художественного образа главного героя легли реальные действия, совершаемые членами «Общества святых даров». Последние, прикрываясь религией и являясь по сути тайной полицией, проникали в частные дома, собирали сведения о живущих в них людях и сдавали их как за совершённые, так и вымышленные преступления.

По произведению: 

По писателю: Мольер