Тема любви в романе О.Уальда «Портрет Дориана Грея»

Тема любви в романе «Портрет Дориана Грея»

Роман «Портрет Дориана Грея» был создан Оскаром Уайльдом в 1891 году. В нём английский писатель попытался осмыслить основные проблемы современности, связанные с уходом в прошлое старых моральных и эстетических норм жизни. Центральная проблема произведения связана с идеей Прекрасного и его влияния на душу человека. В романе она решается во многом благодаря любовной теме.

Тема любви в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» занимает центральное место. Она раскрывается автором с четырёх разных позиций и участвует в формировании художественных образов главных героев. Лорд Генри Уоттон выражает любовь бытовую, чувственную, циничную. Молодая актриса Сибила Вэйн связывается с любовью романтической, трагической, мечтательной. Художник Бэзил Холлуорд вмещает в себя любовь истинную, характеризующуюся душевным поклонением и бесконечной преданностью своему объекту.

Главный герой романа – Дориан Грей – любит только себя и Красоту, окружающую его и являющуюся непосредственным продолжением его личных внешних достоинств. Вечно молодой юноша ценит только чувственные наслаждения – радость телесных утех, блеск драгоценных камней, нежные переливы восточных тканей. Всё, что лишено идеальной составляющей, утрачивает для него свою прелесть раз и навсегда. Так происходит с Сибилой Вэйн, в которую Дориан влюбляется не как в конкретную женщину, а как в целый сонм романтических героинь предшествующих культурных эпох. Молодая актриса, в свою очередь, начинает испытывать страстную привязанность к Дориану в силу своего юного естества, жаждущего отринуть от себя воображаемый мир театральной игры и войти в реальную жизнь со своим пылающим сердцем.

Став реальной, Сибила перестаёт быть тем, что любит в ней Дориан. Столкновения с жизнью девушка не выдерживает. Её самоубийство проходит для героя практически незаметно, в то время, как даже самый циничный персонаж роман, лорд Генри Уоттон, отдаёт должное поступку молодой актрисы, вселяющему в людей «веру в существование настоящей любви».

Романтическая любовь Сибилы Вэйн – самая скоротечная в романе. Истинная, глубокая любовь художника Бэзила Холлуорда к Дориану Грею – самая постоянная. С неё начинается произведение, а заканчивается она только вместе со смертью персонажа. Чувства портретиста описываются в романе и как влюблённость в прекрасный образец человеческой природы, и как вознесение идеально красивого человека на пьедестал искусства. С одной стороны, Бэзил Холлуорд испытывает искреннюю, возможно даже телесную, любовь к златокудрому аристократу. Об этом свидетельствуют его страхи и рассказ о пересекающихся взглядах с Дорианом. С другой стороны, художник влюблён в юношу как в Красоту, возводящую его творчество в ранг высшего образца современного искусства.

Лорд Генри Уоттон, в противовес идеалистически настроенным Бэзилу и Сибиле, видит в любви её земную, бытовую суть. Этот персонаж смотрит на жизнь с позиции естествоиспытателя. Он постоянно сыплет философскими сентенциями на тему любви и брака, видя в первой её ничем не прикрытое чувственное естество. Для лорда Генри любовь давно стала чувством повторяющимся, имеющим своё начало и конец, возникающим раз за разом и лишённом какой бы то ни было романтики. Уоттон не верит ни в вечную любовь, ни в верность, связывая последнюю с обычной физиологией. При этом он не лишён понимания того, что настоящая любовь всё-таки существует, но не в его жизни, наполненной научным цинизмом и экспериментами над человеческой натурой.

Три вида любви – романтическая и чистая, глубокая и возвышенная, обыденная и телесная – оттеняют в романе «Портрет Дориана Грея» самую страшную форму любви – любовь к самому себе.

 

 

После прочтения сочинения о теме любви в произведении «Портрет Дориана Грея» возможно вас заинтересует следующее:

По произведению: 

По писателю: Уальд Оскар