«Сон», анализ стихотворения Пастернака

Взаимопроникновение двух миров — мира природы и мира человеческой души — пронизывает все творческое наследие Б.Л. Пастернака, одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического.

В основе стихотворения — стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь между образами сновидения и миром, что его окружает.

Сон, обволакивающий, противоречивый, наполненный внутренним напряжением, соткан в 3 строфах стихотворения. Расплывчатые контуры, плывущие очертания, смазанные преломлением через стекло («в полусвете стекол»), позволяют создать яркий образ героини, так чётко выделяющийся на фоне «шутовской гурьбы». И хотя черты ее скрыты, читатель понимает, что перед ним описание утраченного, возможно, навсегда потерянного чувства.

И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку тебе.

Взлет и падение, покорность и полная самоотдача в этой мастерски выстроенной антитезе, отражающей через экспрессию лирического слова нежность и боль. Повтор слова «кровь», показывающий глубину этих эмоций, дважды появляется в тексте: первый раз — в образном сравнении, второй — в рамках метафоры.

Весь сон — это мысли о ней, попытка уловить ускользающий из памяти облик и голос. И потому все заканчивается, как только она умолкает.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.

Ускользающие чувства связаны с лейтмотивом осени, окутывающей и пространство сна, и огромный, реальный мир за окнами гостиной. Дождь, «кровавые слезы сентября», ветер, «темный рассвет» как бы стягивают воедино два состояния лирического героя, сон и явь.

Для поэзии Б. Пастернака характерно, что лирический герой не тематический центр произведения, а связующее звено в потоке явлений. Вот и в стихотворении «Сон» он выступает тем, кто стремится уловить и воссоздать изменения временной и пространственной категории.

Сон сосредоточен на гостиной, ограничен ей. Даже от осени комната защищена «полусветом стекол», не пропускающих «кровавые слезы сентября». Но время тут, в месте, где находится героиня, подчиняется своим законам:

Но время шло, и старилось, и глохло.

Эта строка рефреном повторяется в тексте. А вместе с утратой времен сон утрачивает звук, стирает цвет. Попытка остановить уходящее время видна в словах с негативной окраской - «глохло», «запнулась». Сравнением, выстроенном на книжной лексике, «как отзвук колокола», сон растворился в огромном, вращающемся в бесконечном вихре, реальном пространстве, тоже убегающем вдаль:

...и ветер, удаляясь нес,
Гряду бегущих по небу берез.

Единство сна и реальных чувств передается через ритмическую структуру стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, самый распространенный в русском стихосложении метр, тонко подхватывающий динамику лирической мысли.

Оглушительная образность, неуёмность строк — визитная карточка Б. Пастернака. Его стихотворение «Сон» покоряет тихой грустью о невозвратном и притягивает особым минорным звучанием. Данное произведение по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики.

По произведению: 

По писателю: Пастернак Борис