«Март», анализ стихотворения Пастернака

Взаимопроникновение двух миров — мира человеческой души и мира природы пронизывает все поэтическое наследие Б.Л. Пастернака. Стихотворение «Март» из сборника «Стихотворения Юрия Живаго» — яркий тому пример.

Динамика и экспрессия лирической мысли захватывают с первой строчки. Пастернак берет мир в его контрастной повседневной совокупности и через простые и, казалось бы, обыденные слова, плетет вереницу метафор, поражающих оглушительной образностью.

Март, в изображении поэта, — концентрация неукротимых сил самой жизни, стремительно рвущейся к свободе.

Освобождение природы от зимних оков мыслится поэтом как сложная работа. Именно поэтому метафорой марта становится полная здоровья и кипучей энергии скотница, а отголосок зимы, чахлый снег, похож на умирающего от тяжелой болезни.

Чахнет снег и болен малокровьем

Многоплановость и сложность ассоциативных рядов показывает стремление лирического героя вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир:

Эти ночи! Эти дни и ночи!
Настежь все...

Читатели привыкли к тому, что понимают через пейзажные зарисовки чувства лирического героя. Пастернак же через изображение человеческих эмоций, стремлений, даже через облик людской рисует пейзаж. Его природа настолько очеловечена, что кажется неотделимой от субъекта. Это достигается с помощью излюбленного приема поэта — олицетворения.

И бушует, одурев, овраг
...
Чахнет снег и болен малокровьем.

Пьянящая радость бытия разлита в воздухе, пронизанном новым ощущением весны.

И всего живитель и виновник,-
Пахнет свежим воздухом навоз.

Это глубоко личное ощущение, расширяясь, захватывает и читателя.

Написанное единой строфой, стихотворение не выглядит неприступным монолитом, потому что каждый образ зрим и осязаем, бесконечен в своей глубине. Простые и понятные каждому явления весны:

Ручейков бессонных болтовня
...
Голуби в снегу клюют овес!

— соединяются в калейдоскоп пастернаковского пространства, и все привычные представления начинают разрушаться.

Картину первого весеннего месяца помогает нарисовать сложный синтаксис. Поэзия Б.Л. Пастернака в этом отношении необычайно сложна, но именно это делает ее настолько пронзительной, неуёмной, что оглушительная образность даже приводит в замешательство.

Сложные, конструктивные ряды образов, созданных с помощью инверсии, на самом деле не усложняют поэтический мир, а, скорее наоборот, пытаются проинтегрировать гармонию природы, соотнести ее с эмоциями лирического героя.

И всего живитель и виновник,-
Пахнет свежим воздухом навоз.

Обычные слова и словосочетания, получившие необычные места, создают емкий образ, передающий связь внутреннего состояния и внешнего.

Стихотворение «Март» написано пятистопным хореем, чей ритм созвучен с «дробью капелей в середине дня». Весна звучащая создается здесь и с помощью ассонансов:

Кровельных сосулек худосочье
Ручейков бессонных болтовня.

Перекрестная рифма подхлестывает весеннее торжество.

Б.Л. Пастернак решительно отделяется от традиции простого живописного пейзажа, и стихотворение «Март» — еще одно тому подтверждение.

По произведению: 

По писателю: Пастернак Борис