«На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова

Становление мировоззрения девочки-подростка в период революционных катаклизмов – основная тема Андрея Платонова в рассказе «На заре туманной юности». Впервые произведение было опубликовано с названием «Ольга» по имени главной героини, но позже переименовано. Нынешнее название – романтическая крылатая фраза, позаимствованная из стихотворения Алексея Кольцова «Разлука».

Авторский стиль

Сюжетная линия строга, касается только личных впечатлений главной героини. События поданы Платоновым таким образом, что читатель может взглянуть на происходящее глазами Ольги, полностью погрузиться в ее переживания. Авторское изложение незамысловатыми, но емкими точными фразами позволяет понять, как из растерянного ребенка постепенно формируется сильная целеустремленная женщина.

Простонародный язык автора не содержит сложных речевых оборотов. Диалоги героев максимально приближены к бытовой разговорной речи рабочих того времени. Простота повествования используется писателем как литературный прием, который вовлекает читателя, пробуждает его личные ассоциации и заставляет сопереживать происходящему.

В рассказе присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих. Другая авторская особенность –  эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.

Сюжетная линия

Повествование Платонов начинает с тяжелых событий первых дней после смерти родителей Ольги. Осиротевшая 14-летняя девочка остается одна в пустом доме. Одинокая и потерянная она уходит из дому в неприветливый незнакомый мир, где ее будущее беспросветно и туманно. Люди, к которым она пытается прибиться, черствы и жестоки, в лучшем случае равнодушны.

Скитания приводят ее в железнодорожный университет, где ей позволяют жить в общежитии, питаться в столовой, учиться. Некоторое время она подрабатывает няней и привязывается к своему воспитаннику Юшке. Спустя три года ее отправляют на практику на железнодорожную линию.

В последний день окончания практики Ольга совершает настоящий подвиг. С помощью маневрового паровоза девушка останавливает оборванный состав из нескольких десятков вагонов. Она с механиком остается в кабине, спасает состав, станцию, жизни людей от неизбежного крушения. Героиня тяжело ранена, но остается в живых.

Образы литературных героев

Ольга – центральная фигура, вокруг которой строится сюжет рассказа. Цель автора – раскрытие причин, повлиявших на превращение из растерянного и никому не нужного ребенка в сильную женщину, достойную восхищения. Смерть родителей, отсутствие прибежища, голод, равнодушие посторонних не останавливают девочку. Стремление выжить делает из нее бесстрашную уверенную личность, которая способна позаботится не только о себе, но и о близких.

Родная тетка, с путешествия к которой началась самостоятельная жизнь героини, отворачивается от племянницы. Образ родственницы, зацикленной на личных проблемах, является примером безучастной жестокости. Даже случайно встреченные попутчики оказываются участливее к ребенку, чем родня. Механик паровоза, красноармейцы, вахтер общежития – незначительные персонажи, выписанные автором в эпизодах для контраста, проявляют к скиталице сочувствие, хотя тоже заняты своими проблемами, работой, войной.

Символичность советской власти в образе непонятного полубожественного Ленина, которая бесплатно кормит, дает приют и обучает студентов университета, обусловлена требованием времени. Акцент сделан на бескорыстии такого общества, из благодарности к которому девушка готова жертвовать своей жизнью.

Персонажи подруги Лизы, Ольгиного воспитанника Юшки появляются в тот период, когда главная героиня уже способна обеспечивать себя и помогать другим. На их фоне прорисовывается новый уверенный образ Ольги, она знает к чему стремится, уже способна брать на себя ответственность за более слабых.

Влияние эпохи

С начала 30-ых из-за недовольства Сталина и критики Российской ассоциации писателей некоторые произведения Платонова вообще не публиковались. К печати допускались только некоторые идеологически «правильные». Повествование о полезном обществе, которое приютило и сумело воспитать из брошенного ребенка настоящую советскую героиню, было одобрено и опубликовано в 1938 году – пик репрессий, чисток несогласных. Несмотря на это, в этом же году был арестован 15-летний сын Андрея Платоновича, с которого писатель, возможно, и срисовывал характер целеустремленного подростка.

Независимо от требований времени автор остается верен своему стилю. В тексте отсутствуют смысловые гиперболы, домыслы, события выписаны соответственно реалиям и вполне могли произойти в 1918 году. Повествование, пропущенное через призму подросткового восприятия мира, не вводит читателя в заблуждение, но объясняет, каким образом после революции было воспитано волевое поколение, готовое жертвовать своими жизнями ради благополучия окружающих. Ольга – типичный пример молодежи, понимающей свой долг перед обществом, без колебаний отдающей себя на его благо.

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович