«Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя - умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович