«Июльская гроза», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ Платонова «Июльская гроза» был напечатан в 1938 г. в № 54 «Литературной газеты», в № 11 журнала «Октябрь». Возможно, на исследование темы детства, его беззащитности повлиял арест 15-летнего сына за полгода до этого.

Литературное направление и жанр

Рассказ написан в лучших традициях реализма. Повествование течёт плавно и неторопливо, пейзаж и портретные характеристики едва ли не важнее фабулы.

Важнейшая задача рассказа – раскрыть психологию ребёнка, поэтому рассказ можно назвать психологическим. Он имеет черты волшебной сказки, которая описывает инициацию героя, переживающего путешествие, встречающего волшебных помощников и побеждающего собственные страхи.

Тема, проблематика

Тема детства особенно важна в творчестве Платонова. Весь мир рассказа описан глазами ребёнка, а ключ к пониманию этого – в фразе «велик мир в детстве». Она настраивает читателя на детское восприятие. И вот уже четырёхлетний Антон кажется тяжёлым, а рожь – высокой и таящей в себе опасности, ведь это точка зрения Наташи.

Противоположна теме детства тема старости и смерти. Она проникает в мысли и слова героев: Наташа боится смерти брата, Антошка – Наташиной, мама успокаивает Наташу: «Успеешь ещё пожить». Смертность угрожает не только людям, но и всей природе: колосья кажутся Наташе уставшими стариками.

Важнейшая проблема рассказа – взаимодействие двух миров (детского и взрослого), проблема непонимания между взрослыми и детьми, которую осознают обычно только дети. Платонов показывает, что отношение к жизни с возрастом меняется. Например, герой-старик считает, что охота жить приходит только в старости, а в молодости «человек живёт без памяти». Одни и те же события пугают детей, но взрослые к ним равнодушны. То, что невозможно ребёнку, оказывается под силу даже самому слабому старику. Встреченный детьми старик легко доносит тяжёлых детей до колхоза, хотя Наташа четырёхлетнего брата нести больше не может.

Близка к предыдущим проблема старости. Старику хочется умереть, чтобы не чувствовать тоски «по молодой, но будущей счастливой жизни». Платонов определяет, что старость делает счастливой жертвенность. Когда старик помогает детям, спасая их от грозы, он выполняет своё жизненное предназначение.

Проблема ответственности – важнейшая для Платонова. В год опубликования рассказа был арестован сын Платонова, писатель чувствовал свою ответственность за его арест. Может быть, поэтому Платонов изображает родных Наташи и Антошки как людей, думающих о деле гораздо больше, чем о детях и внуках: отец занят колхозными делами, дед – рыбалкой, бабушка увлечена блинами, а мать думает о чистой одежде и еде, но не о внутреннем мире дочери и сына.

Сюжет и композиция

Фабула рассказа проста, она заключается в путешествии брата и сестры из родного колхоза «Общая жизнь» за 4 км в деревню Панютино к дедушке и бабушке. Только появившись у бабушки, дети засобирались домой, потому что маленький Антошка затосковал. По дороге домой детей застала гроза, так что они изнемогли в пути. Домой их донёс случайный прохожий, старик, которого они испугались по пути к бабушке.

Рассказ нельзя назвать остросюжетным, если рассматривать события глазами взрослых. Но дети проживают за несколько часов целую жизнь длиною в 4 км, за время которой оба меняются. Их неожиданно понимает председатель колхоза, который обвиняет отца и деда детей в безответственности.

Герои и образы

Девятилетняя Наташа хоть и маленькая, но настоящая крестьянская женщина, привыкшая заботиться о других. Она несёт на себе тяжёлого уставшего брата, готова пожертвовать собой, «чтобы он хоть один остался живым». Девочка дважды готова защитить брата от незнакомого деда, собирается даже его ударить, если он вздумает украсть Антошку.

О себе Наташа вовсе не заботится. Она отдаёт свой платок Антошке, потому что, по её мнению, девочек меньше трогают (то есть они представляют меньшую ценность). От бабушки Наташа берёт блин для Антошки и даёт ему во время грозы в утешение, но сама о еде не думает.

Она заботится не только о материальном обеспечении брата. Во время грозы она укрывает Антошку от града, но сама не плачет и не кричит, зная, что брату «не больно и хорошо».

Наташа с любопытством рассматривает мир вокруг себя, который для неё одушевлён, доверяет ему. Рожь для неё грустно шумит, доброту полуденного ветра Наташа чувствует «лицом и всем телом». Когда девочка сама не может справиться с грозой, она поступает, как взрослая: «кричит криком», прося помощи у всего мира. И помощь действительно приходит.

Портрет девочки читатель видит глазами старика. Он умеет сквозь внешнее сразу видеть внутреннее, замечая, что глаза у девочки чуткие и задумчивые, детский рот внимательно открытый и дышащий (то есть живой), щёки полные, светлые волосы обгорели на солнце, их иссушил полевой ветер. Старик сразу делает вывод, что девочка будет хорошей крестьянкой.

Пережившая грозу Наташа как будто переходит в мир взрослых через инициацию (символическую смерть, предшествующую взрослости).

Антошка – четырёхлетний «кормлёный» братец Наташи. Он капризен на правах младшего и мужчины. Пользуясь этими правами, Антошка требует, чтобы сестра спрятала его от бури, и даже называет её полоумной. В отличие от сестры, он не умеет отдавать, а только принимает любовь всего мира.

Антошка ещё очень привязан к матери, именно поэтому он просится домой. Наташа, частично заменяя ему мать, понимает его желание. Антошка прячет голову около её горячей шеи, как он делал у шеи матери. Блин, вытащенный сестрой из-за пазухи в утешение, – замена материнскому вскармливанию.

Антошка в рассказе воплощает чистое детское сознание, в котором всегда есть интерес к страшному: он хочет увидеть грозу, но не умереть.

Когда положение кажется мальчику безнадёжным, он находит «детское» решение – вырыть ямку и жить в ней, к тому же быстро привыкает мучиться и бояться.

Третий по важности герой рассказа – старик. У него бледные, добрые глаза, приглядевшиеся ко всему на свете. Он считает себя счастливым (не болен, сыт), но настоящее счастье переживает, когда помогает детям. Этот поступок – своеобразная жертва: слабосильному старику тяжело нести двух тяжёлых детей, Наташа замечает, как вздуваются жилы у него на шее.

Мужчины в рассказе похожи на детей. Таков дед Наташи, который живёт, надеясь на чудо, лишь бы «было жить интересно и удивительно». Его характер раскрывает описанный глазами Наташи портрет, где дед в молодости сфотографирован с приставленным к голове револьвером. Безответственность – общая черта всех взрослых в рассказе, кроме старика и председателя колхоза Егора Ефимовича, который лишает отца права пригнать племенного бычка.

Женщины в рассказе лучше чувствуют связь с детьми. Например, бабушка радуется сходству с ней Наташи, утешается, что после её смерти, глядя на Наташу, люди будут вспоминать её. Так Платонов реализует свою идею о связи поколений, связи мира взрослых и детей. Идея связи мира людей с природой реализована в художественных особенностях рассказа.

Художественные особенности

Через мифологическое сознание детей мир воспринимается читателями как живой. Антошка наблюдает, как облака меняют своё тело, тают и перестают жить. Мальчик радуется тому, что трава, хлеб и избы во время бури остаются «целыми и живыми». Он воспринимает весь мир как живой, наблюдает, как молния жалит землю и убивает одинокое дерево, которое перед смертью расцветает. Даже прекратившийся дождь напоминает ребёнку смежившиеся глаза усталой тучи.

Грозовая туча для детей похожа на страшную долгую ночь. Для ребёнка метафора подобия сна и смерти теряет переносный смысл, дети боятся того, что ночью можно «умереть и не увидеть отца с матерью».

Огромное значение для Наташи и Антошки играют запахи. Для читателя они раскрывают истинные привязанности детей. Мир Наташи – это уют крестьянского быта. Её успокаивает знакомый и милый запах соломы, молока, горячей земли, отца и матери. Эти запахи кажутся девочке разлитыми во вселенной. Антошка, как все дети, ориентируется по запаху. Наташа, которая пахнет родной избой, для него проводник в большом и опасном мире взрослых.

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович