«Третий сын», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Третий сын» Платонова напечатан в 1936 г. в журнале «Красная новь». В семье родителей Платонова было 11 детей, Андрей был старшим. Мать Платонова умерла в 1929 г., отец пережил её на много лет, умер в 1952. Так что история похорон матери многочисленными детьми была Платоновым к моменту написания рассказа уже пережита.

Литературное направление и жанр

Рассказ считается образцом, классикой этого жанра. Он принадлежит к реалистическому направлению в литературе. Жанровая разновидность произведения определяется как философский рассказ или даже рассказ-притча, потому что семья в нём олицетворяет всё человечество. Именно поэтому в рассказе нет имён. Глубокий анализ психологии героев позволяет отнести произведение к жанровой разновидности психологического рассказа.

Тема и проблематика

Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека. Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём. Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.

Сюжет и композиция

Действие рассказа занимает несколько дней. От момента смерти матери до приезда последнего из 6 сыновей проходит 3 дня. Кульминационной становится следующая ночь перед похоронами. Сами похороны занимают один абзац и являются развязкой.

Сцена отпевания старухи раскрывает замысел писателя. С трудом найденный поп в штатском служит панихиду «поспешно, почти иронически». Поп понимает, почему сыновья и даже дед не крестятся, уважает их и не прочь был бы побеседовать «с представителями нового мира, которым втайне восхищался». Образ священника, разочаровавшегося в своей вере и чувствующего «энтузиазм перед строительством социализма», разрушает последнюю надежду читателя найти веру в готовом виде в какой-то концепции, будь то христианство или коммунизм. Бессмертие человека, по Платонову, связано с жизнью семьи, рода, народа.

Герои и образы

Старик-отец, у которого умерла жена, горюет о ней, но не выглядит убитым горем. У него даже есть силы сочувствовать пожилой служащей телеграфа, которая плохо работает, потому что у неё нет внутреннего счастья.

Символом одиночества старика становится птица, которую он наблюдает в клетке, пока переживает горе до приезда сыновей. Когда же дети собираются, старик, отплакав, смотрит на детей «с тайным волнением, с неуместной радостью». Отец будто ожидает подтверждения своих надежд, связанных с сыновьями. Они – его будущее и его продолжающаяся после смерти жизнь.

Смех сыновей огорчает старика, так что он снова начинает плакать. Зато в конце рассказа отец «доволен и горд». Он обрёл покой, потому что убедился в достойном к себе отношении, в том, что его будут хоронить не хуже старухи.

Мать привыкла к ожиданию сыновей. До смерти она считала своей обязанностью любить своих детей и гордиться ими. Всю жизнь она отдавала себя детям, поэтому её тело «экономичное, маленькое, скупое», сбережённое для сыновей.

Сыновья, очевидно, редко бывали у матери, но «через тысячи вёрст» чувствовали её любовь. Даже умирая, старуха заботилась о сыновьях, прося отслужить по ней панихиду дома, чтобы не обидеть неверующих сыновей. Старуха «не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти».

Но именно тогда, когда мать «больше никого не могла любить» и была похожа на равнодушную чужую старуху, исчезло и почтение к ней. Только восстановленная связь с матерью позволяет сыновьям почувствовать жажду её вечной жизни ради спокойствия сыновей.

Сыновьям старики как будто отдали свою жизнь, так что отец ниже младшего из сыновей, а сыновья характеризуются как «громадные мужчины». Все сыновья выросли достойными гражданами, получили хорошие специальности. Старший был начальником цеха аэропланного завода, орденоносцем. Два сына – капитанами кораблей, один был москвичом, артистом, один ещё учился на агронома, а третий сын, в честь которого назван рассказ, был физиком. Платонов не случайно подчёркивает, что именно третий сын был коммунистом. Материалисту, не верящему в загробную жизнь, тяжелее других смириться со смертью, которую он воспринимает как исчезновение навсегда. Впрочем, среди сыновей верующих нет, да и старик не крестится во время панихиды, даже старуха, велевшая позвать попа, «не столько верила в Бога».

Смерть матери для братьев – воспоминание «о детстве, о погибшем счастье любви». Сыновья искренне рады друг другу, они любят друг друга и радуются встрече. Они не то чтобы не тоскуют по мёртвой матери, но общением стараются заглушить эту тоску. Они даже забывают о том, что мать мертва: жизнь берёт своё. Для сыновей «действительность превратилась в воспоминание». Борясь с горем, они вычёркивают мать из своей жизни. Ведь в жизнь души никто из них не верит.

Но третий сын другой. Он приезжает на похороны не один, а с дочерью, которая должна была увидеть деда и хоть мёртвую бабушку. Платонов не раскрывает читателю, какие слова сказал третий сын братьям. Это была короткая фраза или несколько слов. Такой приём позволяет каждому читателю домыслить слова третьего сына в зависимости от того, что для самого читателя наиболее ценно.

Пока остальные братья радуются встрече, третий сын переживает горе.

Все братья в белье, как в детстве ночью, а третий сын «одетый как днём». Он отказывается от преодоления страха и горя смехом, он хочет пережить горе сполна и передаёт это своё мироощущение остальным братьям. Обморок у гроба матери показал силу и искренность его чувств, невольно подкрепив его слова, сказанные братьям.

Слова третьего сына побуждают остальных снова оживить в душе мать, понять, что каждый из них в ней нуждается и связан с ней даже после её смерти. Сыновья вернулись в ту квартиру, дом, двор, ночь, где жили в детстве, и стали жаловаться матери, как будто она «стояла над каждым». Умершая мать стала играть в жизни братьев ещё большую роль, чем при жизни, потому что стала жить в их сердцах неотлучно.

Шестилетняя внучка, дочь третьего сына, не понимает, почему смеются братья её отца. Она жалеет бабушку, хотя та для неё совсем чужая. Девочка в рассказе говорит, возможно, те же самые слова, которые третий сын сказал братьям: «Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка ещё не приобрела необходимый жизненный опыт, чтобы почувствовать умершего человека частью собственной жизни. Поэтому она, утешая деда, говорит страшные слова о смертности всего сущего, о том, что дед стар, всё равно скоро умрёт и перестанет плакать.

Её отец через несколько минут подбирает другие слова, дающие возможность поверить в жизнь матери после смерти, но не загробную жизнь христианской души, а в жизнь чаяний человека в его детях, в связи поколений.

Художественное своеобразие

В рассказе важны детали. Например, артист не может начать петь, потому что «ему стыдно начинать». Он запевает после того, как ему чем-то накрывают лицо. Это детское желание спрятаться от мира повторяется в девочке, которая «от страха перед ночью и мёртвой старухой» боится высунуться из-под одеяла. Так писатель показывает, что взрослые остаются неразумными детьми, даже когда вырастают до громадных мужчин.

Образ детского сознания каждого взрослого Платонов передаёт через развёрнутую метафору, где мать – лампа на подоконнике старого дома, в котором никогда не закрываются двери. Лампа освещает ночью весь детский мир тех, кто родился в доме, но уехал далеко и всё-таки знал об этой лампе. Для приехавших на похороны сыновей лампа потухает. Но третий сын зажигает её снова в сознании каждого.

Очевидно, символична цифра 3 в рассказе. Третий сын в сказке – это всегда носитель народной нравственности.

Своё отношение к жизни как тяжёлому труду и обязанности Платонов выражает в странном метафоричном языке: «Мать не вытерпела долго жить». В рассказе автор подобен постороннему наблюдателю, он не осуждает никого из сыновей, следя за их нравственными преобразованиями.

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович