«Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Маленький солдат» Платонов написал в 1943 г. В 1942 г. Платонов был призван в Красную Армию как корреспондент газеты «Красная звезда». Тема детства – излюбленная в творчестве писателя. Его герои-дети беззащитны и открыты, порой они напоминают ответственных взрослых или стариков, как герой рассказа «Маленький солдат».

Литературное направление и жанр

Военный рассказ Платонова «Маленький солдат» исследует психологию ребёнка. Судьбу Серёжи нельзя назвать обычной, хотя среди детей было немало героев, да и сын полка – явление во время войны нередкое. Но всё-таки Серёжа – типичный герой реалистического направления. В его судьбе проявились страшные тенденции военной жизни детей: раннее взросление и сиротство, готовность к подвигу и кочевая бездомная жизнь как норма.

Тема и проблематика

Тема рассказа «Маленький солдат» - дети на войне. Платонов пытается найти ответ на вопрос, какие качества делают человека, даже десятилетнего, воином, солдатом.

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового. Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Художественное своеобразие

Весь рассказ построен на контрасте естественно детского в образе мальчика и взрослых черт, привнесённых войной.

Заголовок рассказа – это оксюморон. Солдат не может быть маленьким ни в прямом смысле (детский возраст – помеха для службы), ни в переносном, потому что каждый защитник страны велик. У Серёжи даже одежда по размеру, как у солдата на довольствии. К тому же мальчик совершает настоящие подвиги.

С этими солдатскими чертами контрастирует уязвимость детской души ребёнка. Это проявляется в деталях, в умоляющем взгляде мальчика, в том, как он льнёт лицом к руке майора перед расставанием, в страхе Серёжи перед одиночеством, равнозначным смерти.

Черты ребёнка и взрослого проявляются в портрете спящего Серёжи. Он всхрапывает «как взрослый, поживший человек», а спокойное и невинно-счастливое лицо Серёжи являет «образ святого детства».

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович