«Фацелия», анализ поэмы Пришвина

История создания

Поэма «Фацелия» стала первой частью «Лесной капели», начатой в 1940 г. Это произведение по дневникам, «о непосредственных своих переживаниях».

Впервые «Фацелия» в сокращении напечатана в журнале «Смена» № 9 за 1940 г., а полностью – в журнале «Новый мир» № 9. Но уже в № 11 Пришвина обвинили в «несвоевременном обращении к цветочкам и листочкам». Пришвин боролся за «Лесную капель», как борются на фронте за Родину. Писатель утверждал, что за «цветочками и зверушками очень прозрачно виден человек нашей Родины».

«Лесная капель» вышла отдельной книгой в 1943 г. Её миниатюры переписывали узники фашистских лагерей.

Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя и работал агрономом в 1902-1905 гг. Он называет начало описываемых событий в «Фацелии» «далекими чеховскими временами».

Литературное направление и жанр

Пришвин определил жанр произведения как «поэма», подчёркивая его лиро-эпическую природу. Литературоведы назвали «Фацелию» лирико-философским произведением. Это была поэма, как говорил сам Пришвин, «о непосредственных переживаниях».

Пришвинская «Фацелия» состоит из небольших эссе, очень лиричных, объединённых одной темой. Они немного напоминают тургеневские стихотворения в прозе.

Таким образом, жанр произведения новаторский. Так же и с литературным направлением. Пришвин – писатель-реалист, равного которому нет в описаниях русской природы. Но у «Фацелии» есть и черты модернизма: эпический сюжет в поэме заменён ассоциативным рядом, характерным для модернистского потока сознания. Недаром советская идеология не признала в поэме реализма.

Тема, основная мысль и композиция

«Фацелия» - это поэма о любви и о счастье. Герой поднимает проблему ответственности человека за свою судьбу и судьбу каждого живого существа рядом ним. Человек не имеет права отказываться от стремления к глубоким человеческим отношениям.

Проблемы романа философские и психологические. Это проблема неразделённой любви, проблема утешения в этом горе, проблема благодатной роли труда человеческого и природы, любви к родине и прекрасному «родному человеку в родной стране». Важнейшая в романе проблема творчества, ведь только оно делает счастливым.

Поэма состоит из трёх частей: «Пустыня», «Росстань», «Радость». По мнению исследователя Кондратьева, это отражение трёх уровней восприятия мира: души, сознания и духа.

В первой части автор в поисках счастья и истоков литературного таланта вспоминает встречу с Фацелией и расставание с ней. Счастье состоит не во взаимной любви, а в том, что она была когда-то. Именно такая любовь становится источником творчества.

Впервые в юности подменив подлинную человеческую любовь мечтой юности, герой находит Фацелию в каждой женщине, ведь его не интересуют быт, семья возлюбленной. Так что и месть мужа-командора символическая – полёт в чёрную бездну – испытание всему живому.

Вторая часть состоит из философских миниатюр-рассуждений о разных гранях бытия, в которых находит утешение герой, об аппетите к жизни, о родине и её роли на чужбине, о счастливых мгновениях, которые нужно ловить, как дитя, о творческом счастье.

Философские рассуждения часто афористичны: «Лови мгновенья, как дитя, и будь счастлив»; «от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола»; «чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движение жизни».

Наблюдая картины природы, герой ассоциирует себя, охваченного стихией любви, с мышью, спасающейся в половодье на вершине куста. Капающий берёзовый сок наталкивает героя на мысль о душе берёзы и душе возлюбленной, с которой невозможно расстаться.

За вторую часть «Фацелии» герой в физическом мире проживает целую жизнь: он стареет, лысеет. Но и душа его меняется. Он примиряется с утратой юношеской Фацелии, совершенно забывает Фацелию своей молодости.

Пожалуй, единственный эпический эпизод второй части – встреча немолодого героя с «дочерью Фацелии», то есть юной девушкой, похожей на его первую любовь. Сделать доброе дело для дочери Фацелии в память о её матери стало целью героя. Но оказалось, что Фацелия снова облагодетельствовала рассказчика, ведь она взяла у него 2 рубля, а дала 5.

Треть часть называется «Радость». Она ассоциируется с победой жизни над смертью, с весной. Но пожилой герой не может отбросить мысль о предстоящей смерти, пытается примириться с ней. Он учится наслаждаться жизнью, понимая, что она коротка, что весна может быть последней. Он доволен прожитой жизнью, не хочет возвращать молодость.

В этой части Пришвин проводит параллель между писательским творчеством и жизнью природы. Птицы, травы, цветы не ждут, что ими будут любоваться, они не производят впечатление на других, а сами наслаждаются жизнью. Всё в природе находит аналогию в жизни героя: ручей подобен ручью души героя, а сам герой чувствует себя смолистой почкой.

В природе все перемешано: старые умершие деревья и пни, молодые листики берёз, переплетённые ветви с серёжками. Так перемешаны в произведении разноплановые миниатюры. В самом конце поэмы возникают немногочисленные герои. Трогательны отношения между любящими мужем и женой. Жена скучает по родине, а муж нет, его родина – жена.

Последняя глава книги не случайно называется «Любовь». Она тоже имеет эпический сюжет. Речь идёт о старом художнике, прототипом которого является сам Пришвин. В конце жизни он становится счастливым, потому что снова обретает Фацелию, жертвенную любовь. Для него счастье в том, чтобы не быть особенным, одиноким и быть, как все хорошие люди.

Герои поэмы

Лирический герой – поэт и лирик, он летает душой с пчелами. Он агроном, занятый травосеяньем. В начале поэмы герой молод, почти юн, с крайне неделовым отношением к природе.

Второй агроном – тучный человек с круглым заветренным простонародным лицом. Это до крайности практичный человек. В нём нет ничего романтического: широкий затылок, заплывшие жиром плутоватые глазки, мясистый подбородок. Но он, очевидно, подавил в себе давно свои прекрасные порывы, потому что зарыдал, когда вызвал в памяти чувство прекрасного.

Лирический герой ищет утешения от разлуки в соприкосновении с природой. Герой также ищет и не находит опору в поэзии. Он подвижен, как сама природа, как смена времён года, как падающие листья. Он ощущает единение с природой, с роскошным лугом синей фацелии.

Но герой находит утешение от утраты любви в музыке, в весне, в общении с простыми людьми, в чувстве родины, которое переживаешь на чужбине.

Герой строит с людьми «природные» отношения. Он хочет с человеком поговорить, проявить к нему внимание, обласкать детей. Герой легко взаимодействует с природой. Он чувствует свою ответственность и спасает даже согнувшиеся от снега деревья. Девиз жизни героя в главке «Борьба за жизнь»: «Если пользоваться умным вниманием к жизни и питать сочувствие ко всякой твари, можно… читать увлекательную книгу».

Герой не только размышляет о знаках судьбы в собственной жизни, но и обращается к опыту и образам авторитетных для него мудрецов прошлого. Он рассуждает о высказывании о природе Гёте, о гармонической и совершенной любви людей на земле, описанной Гоголем в «Старосветских помещиках», о шекспировской силе воображения.

Пожилой герой находит внутри себя истинную жизнь, которая не боится старения и смерти. Эта истинная жизнь подобна младенца, которого нужно хранить. Герой видит себя как продолжение многих давно умерших людей. Эта смена поколений характерна для всего живого.

Художественное своеобразие

Фацелия – синяя медоносная трава – многозначный символ поэмы. Она сравнивается с полем, где отдыхали синие птицы, с их синими перьями.
Это синие пёрышки от синей птицы счастья, синие пёрышки от фацелии, живущей в душе лирического героя.

А сама Фацелия – это любовь всей жизни героя. Её синие глаза похожи на две северные звёздочки. По ним-то и узнаёт герой дочь Фацелии, заглянув в незнакомые глаза и достигнув самой её души.

Природа в поэме очень поэтична, а образы яркие и свежие, как в стихах. Почки на деревьях сравниваются с зелеными птичками, серёжки берёз золотые, чудесные, нерукотворные (эпитеты).

Природа равноправна человеку. Лёд умирает, борясь за свою жизнь, как и цветущая черёмуха. Мутовки дерева подобны ладоням, собирающим падающий снег. Живой предрассветный дымок волнует живое сердце героя, и душа его стремится вверх.

Смысл одной метафоры могут раскрывать даже отдельные миниатюры, например, «капля долбит камень».

По писателю: Пришвин Михаил Михайлович