Образ Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Сюжетная роль

Мария Ивановна Миронова – главный женский образ романа «Капитанская дочка»: она и есть дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости, павшей под натиском войска Пугачёва где-то в Приуралье. По приказу Пугачёва Машины родители были казнены. Машу, больную, в лихорадке, приютила семья местного священника, выдав за собственную дочь.

До кульминации повести – взятия крепости Пугачёвым – мы в завязке сюжета со слов повествователя Петра Гринёва узнаём о том, как они с Машей, оба лет около восемнадцати, полюбили друг друга; как он дрался из-за неё на дуэли со своим сослуживцем Алексеем Швабриным; как после написал письмо своему отцу с просьбой о разрешении на брак с капитанской дочкой, но получил категорический отказ. Тогда Маша решила, что «не судьба», что следует покорно принять волю родителей Гринёва и оставить мысль о любви и о браке. И тут в её личную жизнь вмешалась история государства российского…

Внешность, привычки, характер героини

Чем замечательна Маша? Поначалу кажется, что ничем она не замечательна – как, собственно, и её избранник Петруша Гринёв. В своей последней повести Пушкин задался целью показать двух самых обыкновенных молодых людей, не блещущих умом и образованием, но с крепкой нравственной основой, позволившей им в экстремальных условиях русской истории не только выжить, но и, согласно эпиграфу повести, сберечь честь смолоду. И имя, и внешность Маше даны совершенно фольклорные. Она истинная Маша русских народных сказок: румяная и круглолицая, светло-русые волосы гладко зачёсаны за уши, сидит себе в углу простой деревенской избы да тихо шьёт. А когда отец-капитан решил испытать крепостную пушку, Маша чуть не умерла от страха, так что уж с тех пор и до самого пугачёвского пришествия из пушки ни разу не стреляли, чтобы не испугать капитанскую дочку.

Развитие характера

И вот эта самая Маша, «дурочка» и «трусиха», выдерживает угрозы и пытку голодом, которым подвергает её новый комендант крепости – влюблённый в неё Швабрин, лютый враг Гринёва. Швабрин требует, чтобы Маша вышла за него замуж. Она находит способ послать весточку Гринёву. Её письмо – шедевр пушкинского художественного эпистолярия, заставляющий вспомнить знаменитое письмо Татьяны Лариной, но с одним замечательным отличием: в этом письме влюблённой девушки нет ни слова о любви! И мудрость, и наивность, и мужество, и отчаяние, и безграничная уверенность в преданности своего рыцаря – весь этот сплав редких качеств и искренних чувств, по признанию Гринёва, чуть не свёл его с ума. Но, совладав с собой, он начинает действовать. После отказа генерала дать ему отряд, чтобы «очистить Белогорскую крепость», молодой офицер вспоминает об особом расположении к нему Пугачёва и, прибегнув к помощи «главного злодея», спасает Машу от Швабрина и увозит в расположение царских войск. А оттуда, в сопровождении своего верного слуги Савельича, отправляет Машу к своим родителям.

Маша, не умеющая говорить красиво и оригинально, прощаясь с Гринёвым, при помощи, казалось бы, избитых, штампованных слов, умеет искренне выразить всю себя, свою безмерную благодарность и любовь. Впервые и «знаково», в пределах одной этой фразы, переходит она с возлюбленным на «ты». В одной фразе сказались и испытанные в горестях вера, надежда и любовь, и нежное, преданное сердце, и обретённые мужество и опыт: «Придётся ли нам увидаться или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моём сердце».

Дочь геройски погибшего капитана Миронова повсюду встречают с почестями. А те, кто узнают её ближе, не могут не согласиться с Савельичем в том, что другого такого «ангела Божия» на грешной земле не найти и «что такой невесте не надобно и приданого». Старики Гринёвы сразу её полюбили, и вопрос о свадьбе был решён – как вдруг новые напасти: по навету Швабрина Гринёв попадает под суд над «пугачёвцами» и, не желая впутывать в «расследование» Машу, молчит об истинной причине своих наездов в пугачёвский стан. Его приговаривают к вечному поселению в Сибири.

Получив известие о печальной судьбе Гринёва, Маша догадывается и о том, почему он молчал на следствии, и о том, что теперь настал её черёд спасать. И тут мы возвращаемся в мир русских народных сказок: отправившись искать правды в самом Петербурге, Маша Миронова в царскосельском саду случайно встречается с самой царицей. Но гений Пушкина и тут побеждает условность сюжета, заставляя читателя переживать все нюансы решительного объяснения о судьбе Гринёва. Когда ещё не узнанная Машей Екатерина Вторая читает заранее заготовленное прошение и строго отзывается об «изменнике» и когда Маша вскрикивает «Ах, неправда!» – мы волнуемся и верим.

Замечательно окончание повести о капитанской дочке: получив прощение для Гринёва, Маша тут же уезжает в деревню, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург». Тщетны потуги петербургской образованности, молодая европейская столица нисколько не интересна красной девице из русской сказки, у которой какая-то своя нравственная сила своей «умом непонятной» природы...

По произведению: 

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич