«Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание повести Радищева

Повествование в книге идет от первого лица, а само произведение представляет собой путевые заметки. Однако цель Александра Николаевича Радищева – не столько описание своего пути, сколько философские размышления о социальных и нравственных проблемах российского общества. В каждой главе автор затрагивает одну из злободневных тем.

Под рассказчиком следует понимать самого Александра Николаевича Радищева, который в этом произведении является дворянином средних лет.

А. М. К.

Текст повести «Путешествие из Петербурга в Москву» начинается эпиграфом из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида» и посвящением Алексею Михайловичу Кутузову, который был товарищем Радищева еще с Лейпцигского университета. Несмотря на закадычную дружбу, Радищев с Кутузовым часто спорили, полемизировали. В этом посвящении автор подчеркивает, что сколько бы ни разнились его взгляды с Кутузовым, тот всегда остается для писателя самым дорогим человеком.

Выезд

Поужинав с друзьями, автор отправился в дальний путь. Извозчик лихо гнал лошадей, поэтому из города кибитка выехала быстро и мчала по безлюдной дороге. Устав от грустных мыслей, рассказчик задремал, но скоро был разбужен. Путешественники прибыли в первый пункт на своем пути – Софию.

София

На дворе была ночь, и все здесь спали мирным сном. Даже комиссар на почтовом дворе, который находился на службе. Спросонья он отказался выдать рассказчику свежих лошадей, соврав, что их нет. Пришлось путешественникам обратиться за помощью к ямщикам. За небольшую плату те запрягли своих лошадей. Путь в Москву был продолжен.

Тосно

Дорога от Петербурга была достаточно хорошей, но чем дальше кибитка удалялась от столицы, тем ехать было все сложнее. Насыпи земли, которые хороши были в сухую погоду, не выдерживали проверку дождями. В некоторых местах продолжать путь было практически невозможно. С большим трудом мужчины добрались до Тосно, где и передохнули в почтовой избе.

Здесь автор познакомился с мелким чиновником, который рассказал о своем «важном» деле. Он писал книгу о дворянах, пытался восстановить родословную каждой знатной российской семьи. В перспективе этот чиновник надеялся, что его труд будет достойно оплачен. Автор посчитал такое занятие весьма глупым и предложил исследователю исписанные листы бумаги продать на обертки разносчикам.

Любани

Кибитка уже прилично надоела рассказчику, и он решил немного пройтись пешком. В поле автор встретил крестьянина, который усердно работал на своем участке. Дело было в самый солнцепек, да еще и в воскресенье, что очень удивило писателя.

Разговорившись с крестьянином, рассказчик узнал, что у того большая семья, которую нужно кормить. Шесть дней в неделю приходится работать на помещика, поэтому для себя остаются лишь воскресные дни и все ночи. Рассказ крестьянина поверг автора в уныние. Он вспомнил своего слугу Петрушу, к которому тоже не всегда бывал справедлив.

Чудово

Остановившись в почтовой избе, рассказчик встретил здесь своего друга Ч., которого оставил в Петербурге. Тот рассказал писателю о своем недавнем происшествии во время морской прогулки. Погода на Финском заливе резко испортилась, и судно, на котором плыли двадцать человек, ударилось о камни. Через пробоину стала поступать вода, но вычерпывать ее было бесполезно. Судно стало медленно тонуть. Один из матросов по имени Павел решился на отчаянный шаг – пошел по камням к берегу. В это время все пассажиры в тонущей лодке отчаянно молились и с надеждой смотрели вслед удаляющемуся матросу.

Павел с огромным трудом добрался до берега и бросился к местному начальнику за помощью. Там он столкнулся с жестоким равнодушием подчиненного, который отказался будить своего начальника. Слова о том, что в лодке тонут люди, нисколько не тронули сердце этого человека. Тогда Павел ринулся в караульную комнату к солдатам, у которых были свои лодки. Те тут же согласились помочь утопающим. К счастью, история закончилась благополучно, все пассажиры судна были спасены. Однако Ч., пораженный преступным равнодушием начальства, решил навсегда покинуть столицу.

Спасская Полесть

Рассказчик попытался догнать своего друга, но тот удалялся невероятно быстро. А тут еще пошел ливень, который заставил автора заночевать на станции. За стеной он услышал разговор супругов. Муж рассказывал своей благоверной об одном чиновнике, который до безумия любил устрицы. За этот деликатес он поощрял и продвигал по службе своих подчиненных, награждал их и присваивал звания.

Утром рассказчик поехал дальше. В попутчики к нему напросился странный человек, который в дороге рассказал свою историю. Раньше он был купцом, но доверился как-то аферистам и попал под суд. Беременная жена купца от волнений родила до срока и вскоре умерла. Не выжил и ребенок. Теперь мужчина бежит от властей и никому больше не верит.

История этого человека произвела на автора очень сильное впечатление. В тревожном сне он увидел себя правителем, государство которого хорошо развивается и процветает. Но затем появилась женщина, которая называла себя Истиной. Она сняла пелену с глаз правителя, и его взору открылась ужасающая картина беззакония. Проснувшись, автор с облегчением вздохнул. Это был всего лишь сон.

Подберезье

Рассказчику сложно было продолжать дальнейший путь из-за жуткой головной боли. Приехав на почтовый стан, он начал искать в домашнем лечебнике надежное средство от такого недуга. Затем вспомнил, что его няня часто снимала головную боль пятью чашками кофе. Автор решил последовать этому совету. Бодрящего напитка было много, и он угостил чашечкой кофе молодого человека, который расположился по соседству.

Новый знакомый оказался семинаристом, он ехал в столицу к родственникам. Молодой человек сетовал на плохую систему подготовки семинаристов, которых, кроме латыни, практически ничему не учат. Поэтому найти человеку истину очень сложно. Попрощавшись, семинарист выронил какие-то бумаги. Прочитав их, рассказчик понял, что молодой человек является приверженцем одного мистического учения. Сам писатель не приветствовал подобные увлечения.

Новгород

Подъезжая к Новгороду, автор предался историческим воспоминаниям и философским рассуждениям. Некогда великий город, в котором все важные решения принимались на народном вече, давно утратил былую силу. Виной тому – безжалостный и коварный царь Иван Грозный, опричники которого захватили город и принизили новгородцев. Получается, в мире господствует только одно право сильного.

В Новгороде рассказчик пообедал у своего старого знакомого: купца III гильдии, очень уважаемого в городе человека Карпа Дементьевича. Он недавно женил своего сына.

Бронницы

Добравшись в Бронницы, автор решил взойти на гору, где стоял раньше знаменитый храм, славящийся своими прорицаниями. Теперь на месте бывшего капища стояла малая церковь. Автор возносит молитвы Богу, в которых пытается утвердить свою мысль, что Господь един для всех людей. А еще рассуждает о том, что все в этом мире тленно, но что-то является вечным во имя жизни.

Зайцово

В Зайцово автор встретил своего приятеля Крестьянкина, который рассказал вопиющий случай из своей судебной практики. В одной деревне появился новый помещик. Он был низкого сословия, но получил чин коллежского асессора и смог приобрести в свое владение несколько крестьянских семей. Этот человек прославился невероятной жестокостью, выжимал с людей последние соки, почитал их скотами и постоянно наказывал. Таким же негодяем был сын коллежского асессора, который пытался изнасиловать крестьянскую девушку перед ее венчанием. Жених успел освободить невесту, но проломил череп одному из сыновей асессора. Тот решил жестоко наказать крестьян, что дало толчок к бунту в этой деревне. В итоге, всю семью изуверов убили. На суде в защиту крестьян выступил только друг автора, который учел все причины, приведшие к данной трагедии. Затем честный судья решил уволиться, поскольку уже не мог работать в такой судебной системе.

Расставшись с Крестьянкиным, автор вскрыл письмо из Петербурга от своего знакомого. Тот написал о предстоящей свадьбе двух пожилых людей. Всем понятно, что в этом браке нет никаких чувств, только денежный расчет.

Крестьцы

В этой главе рассказчик стал свидетелем, как отец отправлял сыновей на службу. Автор размышляет о детях дворян, насколько правильно они входят во взрослую жизнь. Между тем, отец из Крестьцов считает, что дети должны со временем покидать отчий дом, но переступать через свои чувства ему очень тяжело. Сыновья почтительно слушают все наставления родителя, внимают каждому слову. Когда же юноши со слезами сели в повозку, отец на коленях стал просить Бога хранить и оберегать его чад.

Яжелбицы

Проезжая в Яжелбицах мимо кладбища, автор стал свидетелем ужасного зрелища. Отец хоронил сына в жутких рыданиях и не мог никак с ним распрощаться. В стонах он горестно сокрушался о том, что сам стал причиной ранней смерти своего ребенка, который заразился смрадной болезнью еще в утробе матери.

Эта картина навела рассказчика на грустные размышления о том, что юношеская развратная жизнь приносит порой горькие плоды. Венерические болезни являются бичом России, в чем автор винит и власть, которая могла бы закрыть публичные дома и больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания молодежи.

Валдаи

Эта глава является тематическим продолжением предыдущей. Автор проезжает город Валдаи, который хорошо известен своими бесстыжими разрумяненными девками. Такую славу поселение получило еще во времена царствования Алексея Михайловича. По приказу монарха здесь предоставляли жилье пленным полячкам. Валдайские девицы готовы обольстить каждого путешественника, а затем обобрать его до нитки. Автор рассказывает историю одного монаха, который каждую ночь переплывал из своего монастыря к любовнице из Валдая. Однажды такое путешествие закончилось трагически: монах утонул на середине озера. Вряд ли валдайская любовница долго горевала по этому поводу, считает автор.

Едрово

Рассказчик повстречал на своем пути группу красивых крестьянок, с одной из которых решил заговорить. Девушку звали Анна. Она сначала настороженно отнеслась к незнакомому барину, но быстро поняла, что у него нет злых намерений. Анна рассказала о том, что собирается выйти замуж, но для этого не хватает денег. Рассказчик изъявил желание помочь молодым и попросил девушку познакомить его со своим женихом. Чуть позже оказалось, что вопрос с деньгами на свадьбу уже решен и торжество состоится в воскресенье. Автор хочет дать денег будущей семье на начало новой жизни, но те категорически отказываются.

Рассказчик восхищен душевной красотой и гордостью крестьянской девушки, он считает, что простые русские барышни красивее и гораздо добрее светских дам.

Хотилов

В этой главе автор случайно находит сверток с бумагами, который оставил человек с прогрессивными взглядами. Он с интересом читает документ, в котором правдиво изложено положение дел в России. Автор письма обличает крепостное право, он считает, что все люди должны быть братьями, любить друг друга и почитать Бога.

Вышний Волочок

Рассказчик уже не первый раз проезжал Вышний Волочок и всегда с большим интересом осматривал местную достопримечательность – шлюзы. Однако восхищение инженерной мыслью и богатством города наводит рассказчика на мысль, что за всем этим стоит тяжелый труд угнетенных людей. Поэтому счастливая жизнь одних за счет здоровья и благополучия других – ужасная несправедливость.

Выдропуск

В этой главе автор вновь зачитывается бумагами, что нашел в Хотилове. Он удивляется прозорливости человека, который так точно и правдиво описал проблемы Российского государства, все пагубные последствия недальновидного правления царей. Окружая себя роскошью, правители мало заботились о своем народе. Автор считает, что потомки должны исправить эти ошибки, жить разумно и умеренно.

Торжок

В Торжке рассказчик повстречал молодого человека, который возмущен государственной цензурой. Он хочет, чтобы в его городе было свободное книгопечатание, все желающие смело высказывали свои мысли, нисколько не опасаясь преследований. С этой целью молодой человек намеревается отвезти в Петербург прошение. В этой главе рассказчик много философствует о цензуре, рассказывает историю возникновения этого явления.

Медное

Автор вновь перечитывает сверток с бумагами. Его очень заинтересовали размышления о том, что крестьяне в России являются живым товаром. По прихоти помещиков их семьи могут легко разлучить, самих людей продать, обменять, проиграть в карты. Крепостное право – великое зло, которое не позволяет государству правильно развиваться.

Тверь

В Твери автор знакомится с поэтом, с которым долго рассуждает о русском стихосложении, о том, что устаревшие нормы письма «душат» молодые таланты на корню. Постепенно разговор о поэзии переходит к теме вольнодумства. Поэт едет в Петербург, где планирует издать свою оду с названием «Вольность». Он понимает, что сделать это будет крайне сложно, но полон решимости осуществить свою мечту.

Городня

Автор попал в деревню во время рекрутского набора. В одной группе людей он увидел крепостного парня, которого с горькими слезами провожают на военную службу все родственники. Рыдают мать, невеста. Молодым даже не дали возможность обвенчаться. Рекрут пытается утешить самых близких своих людей, но все понимают, что эти слова мало что значат. Однако в другой толпе рассказчик познакомился с человеком, который был очень рад идти в солдаты. Юноша так сильно натерпелся от своей барыни, что готов сбежать от нее куда угодно. А тут подвернулся такой счастливый случай.

Завидово

В Завидово ожидали приезда его превосходительства. По этому случаю какой-то начальник в гренадерской шляпе требовал у старосты пятьдесят лошадей. Поскольку такого количества животных в городе не было, староста чуть ли не в слезах старался оправдаться. Однако начальник его не слушал, обзывал последними словами и бил плетью. Рассказчику тоже пришлось стать участником этого инцидента, потому что начальник позарился на трех его лошадей. После этой стычки автор еще долго размышляет о том, что народ в России привык раболепствовать. А люди при власти становятся от этого еще наглее.

Клин

В этом городе рассказчик встретил у почтового двора слепого старика, который исполнял заунывную песню. Путешественник дал инвалиду рубль, но тот отказался принять милостыню. Сказал, что не видит даже, куда этот рубль положить. Из истории старика автору стало понятно, что в молодости тот воевал, был очень храбрым в бою, врагов своих не жалел. Даже тех, которые сдавались в плен и просили о пощаде, он убивал. За такие грехи, считает старец, он и лишился зрения в одном бою.

Вместо рубля инвалид попросил у путешественника платок, который может согреть его горло, поскольку оно очень воспаленное. Автор снял с шеи платок и отдал его новому знакомому. Возвращаясь в Петербург, рассказчик уже не застал старика. Тот недавно умер. Мужчину похоронили в платке, который тот с благодарностью принял от автора.

Пешки

В одной крестьянской избе путешественник попросился за стол, чтобы пообедать. Когда хозяйка увидела, что гость кладет в кофе кусочки сахара, попросила немного барского лакомства для ребенка. Ведь, они круглый год едят только хлеб из мякины и пустые щи. Такие откровения поразили автора, и он стал внимательно рассматривать избу. Стены и потолок были покрыты сажей, через окна из пузыря плохо проникал внутрь солнечный свет. Печь была без трубы, поэтому в избе постоянно присутствовал запах дыма.

Поразила путешественника и убогая утварь жилища: срубленный топором стол, простая посуда, мебели практически не было. Вместе с людьми жили свиньи. Автор возмущен такими условиями жизни крестьян. Он рассуждает о барском произволе. Если крепостного нельзя убить по закону, то его можно рано отправить на тот свет таким бесчеловечным отношением.

Черная грязь

Путешественник стал свидетелем одной свадьбы, которая поразила его своим унынием. Жених и невеста выглядели на этом веселом мероприятии обреченными. Дело в том, что помещик устроил этим людям свадьбу помимо их воли. На самом же деле молодожены друг друга терпеть не могли.

Оставшуюся дорогу до Москвы автор читает трактат о Ломоносове, который передал ему поэт из Твери. В нем много говорится о бесспорном вкладе Михаила Васильевича в русскую науку и культуру. А ведь судьба у этого человека могла быть иной. Мальчик родился в обычной крестьянской семье, очень бедной. Понятно, что родители не могли обеспечить ему хоть какое-то образование. Но Ломоносов отправился на учебу в Москву пешком.

Сложно назвать науку, в которую Михаил Васильевич не внес бы свой вклад. Он является первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения, оставил свои замечательные труды в астрономии, истории, генеалогии, химии, физике, создал молекулярно-кинетическую теорию тепла. Мы знаем также Ломоносова как поэта, художника, философа, человека энциклопедических знаний.

Вскоре автор прибыл в Москву.

По произведению: 

По писателю: Радищев Александр Николаевич