«Тошнота», краткое содержание романа Сартра

Роман представляет собой сборник тетрадей, обнаруженных в бумагах тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. Записи были начаты в первых числах января 1932 года. Герой начинает вести дневник для того, чтобы понять, что изменилось в окружающем мире и почти сразу же приходит к мысли, что изменился он сам. По признанию Рокантена, он – человек, в котором новое копится годами, а потом прорывается наружу, полностью меняя всю его жизнь.

30 января герой сидит в кафе «Мабли». Хозяина заведения, мсье Фаскеля, он характеризует как человека, засыпающего наедине с самим собой. Посетители кафе, по его мнению, стараются держаться кучно для того, чтобы «существовать». Он сам – бесконечно одинок: живёт один, ни с кем не разговаривает и даже с Франсуазой, хозяйкой кафе «Приют путейцев», занимается любовью практически без слов. При этом влиться в общество, где все думают одно и то же, герой уже не может.

В дневниковых записях главный герой «Тошноты» рассуждает о своей книге о маркизе де Рольбоне и задаётся вопросом: принимал ли последний участие в убийстве Павла I? Изучая своё отражение в зеркале, герой понимает, что его лицо лишено всякого выражения. Оно сродни растительному миру, но не человеческому. Не застав Франсуазу в кафе, на героя накатывает Тошнота. Отступает она только с погружением Рокантена в музыку. Из «Приюта путейцев» герой выходит на пустынный бульвар Нуара, где видит страдающую от горя женщину и завидует силе её чувств. Сам он больше похож на чистый холод, струящийся по улице.

Работая над книгой в библиотеке, Рокантен встречает Самоучку – человека, уже семь лет занимающегося самообразованием и перечитывающего для этого все книги в алфавитном порядке. Необычный ученик приходит к герою посмотреть фотографии, сделанные Рокантеном во время поездок, и наталкивает последнего на мысль о том, что в его жизни не было ни одного приключения.

Воскресным днём Бувиль наполняется толпой отдыхающих – рабочих и горожан. Богатое население города гуляет по центральной улице Турнебрид, заполненной роскошными магазинами. Во второй половине дня разные социальные слои Бувиля смешиваются между собой и начинают жить сообща. Антуан Рокантен не чувствует своей принадлежности к ним. Он гуляет по молу и ожидает приключения, которое оказывается ощущением необратимости времени. Периодически в своих записях герой вспоминает Анни – женщину, которую он когда-то очень любил и не видел пять лет. В канун поста он получает от неё письмо с просьбой встретиться. Оно пробуждает в нём воспоминания о былом. В одном из кафе он встречает мсье Ахилла – такого же одиночку, как и он, и доктора Роже – состоявшегося в жизни человека.

Туман. Рокантену кажется, что хозяин «Мабли», мсье Фаскель умер. Это сводит его с ума и не даёт работать. На следующий день герой узнаёт, что у мсье Фаскеля грипп. В музее Рокантен смотрит на портреты родоначальников Бувиля и понимает, что он – никто: ни дед, ни отец, ни супруг, ни избиратель, ни налогоплательщик.

В очередной раз берясь за книгу, герой осознаёт, что маркиз де Рольбон был нужен ему, чтобы не чувствовать своего существования. Мысли о том, что он есть, сводят Рокантена с ума. Сейчас он живёт только ради встречи с Анни.

В один из дней герой обедает с Самоучкой. Он впервые за много лет так долго общается с другим человеком. Самоучка признаётся в том, что он – социалист. Раньше он тоже был одиночкой, но в концентрационном лагере, в плену, оказавшись запертым среди людей в сарае, он вдруг понял, что любит всё человечество. Самоучка пытается привлечь Рокантена на гуманистическую сторону, но из этого ничего не выходит. В процессе спора главный герой чуть не вонзает в собеседника фруктовый ножик. Затем он сбегает из кафе, садится в трамвай и понимает, что вещи утратили свои названия. В парке Рокантен приходит к мысли о том, что все существующие предметы мешают друг другу, они, как и он, - лишние. Вся абсурдность жизни встаёт перед персонажем во всей своей полноте и именно это и есть Тошнота.

В Париже Рокантен встречается с Анни. Она изменилась – располнела, перестала искать совершенные мгновения и стала испытывать страх перед миром вещей. Она поняла, что все и всё вокруг – одинаковое, а сама она – живой мертвец. Бывшим возлюбленным больше нечего сказать друг другу. На следующий день Анни уезжает с другим мужчиной в Египет. Рокантен понимает, что ему больше не для чего жить.

Он прощается с Бувилем. В библиотеке он видит, как Самоучка пристаёт к мальчикам-лицеистам. Слушая в последний раз в кафе Франсуазы старую пластинку, герой понимает: выйти за пределы существования можно с помощью творчества, создав Книгу о чём-то «прекрасном и твёрдом как сталь».

Кроме краткого содержания «Тошноты» прочитайте другие сочинения:

По произведению: 

По писателю: Сартр Жан-Поль