Юрий Валентинович Трифонов, краткая биография

Биографическая справка

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец писателя – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, государственный и военный деятель, в период с 1923 по 1926 год занимал должность председателя Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать – Евгения Абрамовна Лурье, которая была зоотехником, потом – инженером-экономистом, после этого – детской писательницей.

В 1932 году семья Трифонова поселилась в «Доме правительства», который позже станет широко известен как «Дом на набережной», благодаря одноименной повести Юрия Трифонова. В 1937-38 годах родители писателя были репрессированы. Отца расстреляли. Мать приговорили к восьми годам лагерей. На свободу она вышла в мае 1945 года.

Воспитание Трифонова и его сестры легло на плечи бабушки по материнской линии. Часть войны писатель провел в эвакуации в Ташкенте. После возвращения в Москву начал работать на авиационном заводе. В 1944 году Трифонов, еще в школе увлекавшийся литературой, поступил в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окончил вуз в 1949 году. В качестве дипломной работы выступала повесть «Студенты». Ее опубликовал журнал «Новый мир». Произведение, посвященное молодому послевоенному поколению, принесло автору популярность и Сталинскую премию третьей степени.

Далее, по признанию самого Трифонова, последовал «изнурительный период каких-то метаний». В то время в его творчестве появилась спортивная тема. На протяжении 18 лет писатель был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого издания и крупных газет на трех Олимпийских играх, нескольких чемпионатах мира по волейболу, хоккею.

В 1952 году Трифонов отправился в первую поездку в Туркмению, чтобы разобраться в самом себе и найти материал для новых произведений. Затем он ездил туда снова и снова, всего восемь раз в течение десяти лет. Сначала писатель наблюдал за строительством Главного Туркменского канала, потом – Каракумского канала. Результатом этих поездок стали рассказы и очерки, объединенные в сборник «Под солнцем» (1959), а также роман «Утоление жажды», напечатанный в 1963 году. Его экранизировали, не раз переиздавали, выдвинули на соискание Ленинской премии в 1965 году.

В конце 1960-х годов Трифонов начал работать над циклом так называемых московских повестей. Первая среди них – «Обмен» (1969). Следующие – «Предварительные итоги» (1970) и «Долгое прощание» (1971). Впоследствии к ним добавились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Именно «Дом на набережной» стал в итоге самым популярным произведением Трифонова.

В 1970-е годы Трифонов пишет два романа – «Нетерпение» о народовольцах и «Старик» о старом участнике гражданской войны. Их можно объединить в условную трилогию с созданной в 1967 году повестью «Отблеск костра», в которой Трифонов осмыслял революцию и ее последствия, а также пытался оправдать собственного отца, ранее реабилитированного.

Книги Трифонова издавались тиражами в 30-50 тысяч экземпляров – небольшое количество по меркам 1970-х годов. При этом они пользовались большим спросом. Чтобы почитать журналы с публикациями его произведений, в библиотеке приходилось записываться в очередь.

В 1981 году Трифонов завершил работу над романом «Время и место», который можно считать итоговым произведением писателя. Критика тех лет прохладно встретила книгу. В числе минусов называлась «недостаточная художественность».

Трифонов скончался 28 марта 1981 года. Причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище. После смерти Трифонова, в 1987 году, был опубликован его роман «Исчезновение».

Краткий анализ творчества

В произведениях Трифонов нередко обращался к прошлому. Правда, он проявлял интерес только к определенным временным периодам. Внимание писателя было сосредоточено на эпохах и явлениях, предопределивших судьбу его поколения, оказавших на него сильнейшее влияние. Как отмечает литературовед Наталия Иванова, какие бы периоды Трифонов ни затрагивал – современность, 1870-е или 1930-е годы – он всегда исследовал проблему взаимоотношений общества и человека. По мнению писателя, личность ответственна за свои поступки, «из которых складывается история народа, страны». Что касается общества, то оно не вправе «пренебрегать судьбой отдельного человека».

Зачастую проза Трифонова носит автобиографичный характер. Например, это касается «Дома на набережной». В частности, один из ее персонажей – Антон Овчинников, всесторонне развитый мальчик, которым восхищается главный герой – Глебов. Прототип Овчинникова – Лев Федотов. Он был другом детства Трифонова.

Для творчества Трифонова была характерна недоговоренность. Еще в 1959 году писатель отметил, что Чехов «совершил переворот в области формы», открыв «великую силу недосказанности». Впоследствии Трифонов назвал «пробелы» тем, что «необходимо прозе», так как в них рождается «еще одна тема, еще одна мысль».

По писателю: Трифонов Юрий Валентинович