«Деревня», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение «Деревня» открывает цикл «Стихотворений в прозе» Тургенева. Оно было написано в 1878 г. В 1882 г. Тургенев предложил редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу материалы, которые попросил напечатать только после его смерти. Первое стихотворение, которое прочитал Тургенев Стасюлевичу, было «Деревня». Редактор был очарован миниатюрами и уговорил Тургенева отобрать полсотни стихотворений, которые не носили бы «личного или интимного характера». Цикл стихотворений в прозе был назван «Senilia», то есть старческое. Тургенев сравнивал их с последними тяжкими вздохами старика.

Первые 50 стихотворений были напечатаны в «Вестнике Европы» за декабрь 1882 г.

Литературное направление и жанр

Будучи одним из основоположников классического русского реализма, Тургенев постоянно стремился всячески обогащать его жанровую систему.

Представляя стихотворения Стасюлевичу, Тургенев описал их как соответствие эскизов, этюдов с натуры у художников. Придумывая названия для цикла, Тургенев назвал его «Стихотворения без рифм и размера», потом «Стихотворения в прозе».

Стихотворение в прозе – относительно новый литературный жанр позднеромантического происхождения, у истоков которого стояли Эдгар По и Шарль Бодлер, – в позднем творчестве Тургенева получает реалистическое переосмысление. Манифестом такового переосмысления и выступает стихотворение в прозе «Деревня», которым открывается этот лирический цикл.

Тема, основная мысль и композиция

На первый взгляд, перед нами пейзажная лирика в прозе. Русская деревня, повседневная жизнь которой и является темой данного стихотворения в прозе, предстаёт перед его читателем как ностальгическая идиллия. Эта жизнь для «городских людей» непостижима, недоступна и невозвратима, а между тем, по мысли автора, она-то и есть подлинная, настоящая жизнь.

Композиция движущегося пейзажа Тургенева «кинематографична». Сначала – широкое июньское небо. Мы видим единственное облачко на этом небе, залитом ровной синевой. Затем в небе появляются стаи птиц. Рея в синем небе вместе с ласточками, взгляд повествователя постепенно снижается в глубокий, но пологий овраг, на дне которого и расположилась маленькая (пять-шесть бревенчатых изб) русская деревня. «Общий план» сменяется «средним»: мы видим разом все эти избы, лавочки, завалинки, постепенно приближаясь к порогу, за которым «прохладно темнеют сени».

Далее на секунду «крупным планом» дан повествователь или (что в стихотворении в прозе то же самое) лирический герой. Он лежит у самого края оврага на разостланной попоне, вокруг – вороха сена, из каждого вороха торчит по детской головке. Следуют беглые наброски групповых и индивидуальных портретов: русокудрые парни, смеющаяся круглолицая молодка, другая молодка у колодца вытаскивает ведро сильными руками. Старуха в праздничном наряде (который тут же и описан во всех этнографических подробностях) подносит повествователю горшок холодного молока и ломоть теплого хлеба. Слышится восторженный голос кучера, который и привез нашего повествователя в деревню: «Ай да овес!» Всюду довольство и покой, тишь и благодать, рождающие у повествователя довольно неожиданный (и потому - кульминационный) вопрос «под занавес»: да на что же нам и крест воздвигать на куполе константинопольской Святой Софии (цель жизни политически озабоченного россиянина), если и без того так прекрасна простая деревенская жизнь?!

Тропы и образы

Образы неба, земли, деревни, её обитателей важны не сами по себе, а только для выражения внутреннего мира лирического героя, наслаждающегося гармонией русской деревни.

Пейзаж рисуют метафоры: небо залито ровной синевой, облачко тает, воздух - парное молоко, звенят жаворонки, конопляники вошли в силу, ручей бежит по оврагу.

При описании деревни образ создаётся с помощью слов с уменьшительно-ласкательным значением: опрятные амбарчики, клетушки, крылечка, крутогривый конёк, нарядные лавочки, кошки, свернувшиеся клубочком. В этом описании – разнообразие форм, материалов и цветов, запахов (сена), фактур (курчавее головки, хохлатые курицы), движений (качающееся мокрое ведро, роняющее длинные огнистые капли).

В образе старухи яркость её наряда противопоставлена тусклым глазам, смуглой худой шее, загорелым пальцам, морщинистому лицу.

Включается осязание, лирический герой ощущает прохладу молока и теплоту хлеба. Три резких звука выводят героя из созерцательного состояния и побуждают философствовать: крик петуха, мычание телёнка и голос кучера.

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич