«Щи», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение Тургенева «Щи» было написано в 1877-1979 гг. и напечатано в «Вестнике Европы» в 1882 г. вместе с остальными сорока девятью по настоятельным просьбам редактора Стасюлевича. За время подготовки к печати Тургенев многократно менял название цикла. Начал он с «Posthuma» (Посмертные), потом «Senilia» (Старческое), потом отверг название Стасюлевича «Зигзаги» и вынес в название жанровую характеристику «Стихотворения в прозе».

Литературное направление и жанр

Тургенев стал родоначальником нового жанра в русской литературе, восходящего к жанру «Маленьких стихотворений в прозе» Бодлера. Но все стихотворения объединяются в цикл, а некоторые исследователи даже считали их подобием поэмы. С другой стороны, стихотворения в цикле разнородны, каждое напоминает другой существующий жанр. Стихотворение в прозе «Щи» похоже на притчу.

Реалист Тургенев изобразил двух женщин, ведущих себя в одной и той же ситуации по-разному в зависимости от того, к какой социальной группе (сословию) они относятся, в какой среде живут и какие ценности в них воспитаны.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения в прозе «Щи» - истинная и ложная душевная тонкость, переживание горя, сочувствие и осуждение.

Основная мысль: люди по-разному переносят горе. Их поведение связано с традициями. Потеря сына – самое большое горе для любой матери, независимо от её социальной принадлежности. Бесчеловечно умалять это горе.

«Щи» имеют эпический сюжет: барыня навещает вдову-крестьянку, у которой умер единственный 20-летний сын, и видит, что та ест щи. Помещица поражается чёрствости крестьянки, а та объясняет, что посолённым щам нельзя пропасть.

Соль для крестьян была огромной ценностью, потому что покупалась за деньги, которых крестьяне не имели.

Как и в любом лирическом произведении, эпический сюжет здесь только повод для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Он появляется в последнем предложении-выводе, морали о том, что барыне соль доставалась дёшево. Сразу становится понятно, что лирический герой относится к барыне с осуждением и пренебрежением, сочувствуя при этом крестьянке, понимая и принимая её поведение как правильное.

Тропы и образы

Стихотворение начинается сухо и неэмоционально. Это скупой рассказ о событии – посещении барыней крестьянки.

Вид и поведение крестьянки показались барыне необычными. Но и читатель должен был удивиться, только другому: почему крестьянка стоит перед столом посреди избы, а не сидит. Для крестьян трапеза – важнейший ритуал, они не пренебрегают традициями. Механическое черпание щей тоже должно было насторожить барыню, но не насторожило. Она всецело занята собой, сравнивает, осуждая, грубые чувства крестьянки со своими тонкими. Барыню до сих пор восхищает принесённая ею жертва – отказ от дачи на целое лето из-за тоски по умершей дочери.

Барыня не видит осунувшегося тёмного лица, покрасневших и опухших глаз, наболевших слёз, впалых щёк (эпитеты). Её поражает, что крестьянка держится прямо, как в церкви (сравнение). Барыня не слышит отречения крестьянки от жизни (умер сын – и её конец пришёл), не слышит глубокой метафоры «с живой меня сняли голову». Помещица настолько поглощена собой, что не способна к сочувствию. Недаром в стихотворении нет её имени, хотя есть имя крестьянки и её сына.

Читателю самому предстоит увидеть за словами, действиями и образом крестьянки её отчаянье и горе. Она стоит прямо, потому что безропотно принимает выпавшее на её долю горе. Она понимает, что пришёл конец её душевной жизни, а на телесную жизнь она повлиять не в силах и не имеет права. В отличие от барыни, она не может позволить себе прекратить есть или работать. В еде после похорон скрыт жизнеутверждающий смысл: жизнь продолжается.

В такой детали, как доедание щей со дна горшка, заключена глубокая трагичность: сын Татьяны Вася ел из этого горшка, когда был ещё жив, для него она варила эти щи.

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич