«Памяти Ю. П. Вревской», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение в прозе Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской» было напечатано в 1882 г. в альманахе «Вестник Европы» под названием «Памяти Ю. П. В-вской». Название стихотворения Тургенев несколько раз менял. Он не решался написать имя той, кому посвящена надгробная надпись.

Юлия Петровна Вревская (в девичестве Варпаховская) была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла замуж в 17 лет и почти сразу же овдовела, после того как её муж, генерал Вревский, был убит на Кавказе.

Тургенев познакомился с Вревской в 1873 г. и переписывался до конца её жизни. Они виделись несколько раз, возможно, писатель имел в виду и себя, когда писал о нескольких людях, которые тайно были в неё влюблены. Последний раз Тургенев встретился с Вревской в 1877 г. перед её отъездом на Балканы.

Аристократка Вревская отправилась в действующую армию как сестра милосердия, а всего таких женщин было около трёх тысяч. Меньше чем через год 38-летняя баронесса умерла от тифа в болгарской деревне Бяле, где и была похоронена.

Тургенев узнал печальную новость в Париже и написал Анненкову: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо. Ее жизнь — одна из самых печальных, какие я знаю».

Стихотворение датируется августом-сентябрём 1878 г. и написано в Спасском под впечатлением воспоминаний о посещении имения Тургенева Вревской в 1874 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворения в прозе – ёмкий жанр, включающий в себя разнородные произведения. Это стихотворение в прозе близко к жанру надгробной надписи, эпитафии.

Тургенев-реалист подробно описывает обстоятельства и окружающую обстановку последних дней жизни Вревской, не упуская натуралистических деталей. Образ героини включает психологию её поступка, историю её жизни и причины принятия решения.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – подвиг баронессы Вревской, пожертвовавшей своей жизнью ради помощи нуждающимся.

Основная мысль: настоящая жертва не требует благодарности и часто бывает неоценённой, но это не умаляет подвига героя, жертву принесшего. Лирический герой призывает к благодарности.

Миниатюра имеет чёткую и логичную структуру. Во вступлении Тургенев описывает весь ужас положения тяжело больной героини. Потом автор рассказывает о её социальном положении и о том, от чего она отказалась. Дальше описан внутренний мир героини, причины её благородного и милосердного служения. Эта часть заканчивается рассуждением о том, что личность героя – всегда тайна для окружающих. Заканчивается миниатюра благодарностью лирического героя.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с натуралистического описания переоборудованного в военный госпиталь сарая в болгарской деревне. Тургенев использует сниженную лексику, чтобы читатель увидел грязь, почувствовал вонь соломы, на которой лежат тяжело больные, испугался их заражённых логовищ и ужаснулся тому, что капли воды приносят больной в черепке разбитого горшка.

Рассказывая о жизни Вревской, Тургенев использует глаголы, свидетельствующие о её успешности: свет знал, сановники осведомлялись, дамы завидовали, мужчины волочились, 2-3 человека любили. Заканчивается эта часть олицетворением: жизнь улыбалась ей.

Внутренний мир Вревской описан в высоком стиле, используются старославянизмы: жажда жертвы, не ведала и не изведала другого счастья, служение ближним, схоронила клады. В этой части много умолчаний, отмеченных многоточиями. Жертва Вревской невыразима! Метафоры создают соответствующий настрой: счастье прошло мимо, пылая огнём неугасимой веры, заветные клады души, жертва принесена.

Рассуждая о неблагодарности, Тургенев предлагает сказать спасибо не душе или образу героини, а её трупу. Употребляя это слово, Тургенев заставляет читателя противопоставить свою приземлённость высокой жертве героини.

В последней части Тургенев приносит на символическую могилу Вревской символический цветок – эту посмертную эпитафию.

По произведению: 

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич