«Колдун», анализ рассказа Зощенко

История создания

Рассказ Зощенко «Колдун» был написан в 1924 г. и напечатан в журнале «Красный ворон» № 10. Произведение вошло в цикл «Весёлые рассказы», состоящий из 12 историй, под названием «Рассказ о колдуне». Этот цикл был издан в сборнике «Весёлая жизнь», вышедшем в Ленинграде в 1924 г.

Литературное направление и жанр

Реалистический сатирический рассказ «Колдун» написан в традициях зощенковского сказа, в котором повествователь и рассказчик не совпадают. Рассказчик – человек простой, из народа, чей уровень развития ниже, чем уровень читателя. Это давало возможность автору показать не только проблему, отражённую в сюжете рассказа, но и проблему, связанную с самим рассказчиком, своеобразно интерпретирующим события.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – проблема человечности, гуманизма, милосердия. Она спрятана в подтексте, прикрыта проблемой, которая подвергается сатирическому осмыслению. На первом плане, на виду, в рассказе проблема суеверий. Эта проблема была актуальна для молодой советской страны, борющейся с суевериями прошлого, с опиумом для народа, как обозвал её Карл Маркс, – религией. Сегодня понятно, что коммунисты просто заменили одну религию другой, потому что коммунистическая идеология сродни религии. Но Зощенко, очевидно, догадывался об этом ещё в середине 20-х. Именно поэтому сатирическое осмеяние суеверных крестьян, боящихся колдуна – это обобщённая сатира на новую идеологию вообще.

Но не эта проблема главная в рассказе. Зощенко напуган тем, что люди, перестав бояться Бога, так легко убивают друг друга. Колдуна убили мужики за мелкую пакость, но не чувствуют раскаяния. Они боятся теперь не Божьего гнева, как им было положено до прихода советской власти, а мести колдуна. Но ни раньше, ни теперь никто из них не боялся укоров совести. Вот это, с точки зрения Зощенко, и есть истинная проблема: моральное разложение человека 20 века велико и не зависит от внешних обстоятельств.

Сюжет и композиция

Рассказчик сообщает историю, случившуюся на днях в одной деревне, в которой убили колдуна. Рассказ – история его убийства. Колдун пришёл в дом к «среднему мужику», то есть зажиточному крестьянину. Он надеялся на угощение. Суеверные женщины бросились накрывать на стол, но хозяин Тимошка, «просвещённый» советской властью, прогнал дармоеда: «Катись колбаской».

Ночью в хозяйстве случилось несчастье: начала орать тёлка. Крики продолжались и весь следующий день, пока бабы не уговорили Тимошку поклониться колдуну. Колдун пришёл и не велел смотреть, как он будет ворожить. Но Тимошка подсмотрел в щёлку сарая, что колдун вытащил из хвоста телёнка булавку. Тогда Тимошка закрыл колдуна в сарае, созвал мужиков, которые били колдуна до тех пор, пока он не умер. Но с тех пор случилось уже 2 несчастья, и мужики ждут следующих.

Композиция рассказа ретроспективна. Вначале рассказчик сообщает, что случилось убийство колдуна, а потом описывает, как это случилось. У рассказа есть композиционная рамка. Зачин рассказа – удивление рассказчика, который не понимает, как сосуществуют технический прогресс и колдуны с кудесниками. Концовка – угрожающее пророчество о том, что убитый колдун будет «крошить род человеческий». Почему? Потому что в народном сознании суеверия побеждают технический прогресс. Только автор-повествователь стоит выше этого обобщения, с грустью наблюдая за несчастьями народа, якобы вызванными убийством колдуна. С точки зрения повествователя, убийство и есть самое большое несчастье.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – зловредный колдун. Неизвестно, по какой причине он пришёл в гости к Тимошке, но о многом говорит портрет колдуна. У Зощенко редко встречаются портреты. Данный портрет свидетельствует о тяжёлом похмелье колдуна: «А глаза у самого мутные, усы книзу, и бородёнка треплется». Колдун надеется на угощение. Потому же он почёсывает левую руку, что, по приметам, к деньгам.

Поняв, что в доме, в котором он привык получать тёплый приём, его не боятся, колдун «посерел, встал, понюхал пустой воздух и вышел». В скупом описании – целая гамма чувств, среди которых первое – обида. Колдун чувствует, что утратил власть над умами «просвещённых» крестьян, которые не верят больше в суеверия. Таков инвалид Тимошка.

Колдун устраивает спектакль с булавкой в хвосте телёнка, чтобы вернуть себе утраченное могущество. Но маленькая хитрость приводит его к гибели.

Колдун молчит, когда его бьют. С одной стороны, он не ждёт милости от односельчан. С другой - он чувствует свою правоту: его должны бояться и почитать. Именно поэтому, умирая, он говорит, что булавку в телячий хвост всунул Бог.

Со смертью колдуна умирает не просто суеверие, а любая вообще вера в сверхъестественное, а также совесть и милосердие.

Тимошка – инвалид, хотя Зощенко не открывает, какой он имеет физический недостаток. Похоже, что недостающий орган инвалида Тимошки – душа. Колдун, конечно, мошенник, но разве смертью нужно отвечать за мелкий обман? Тимошка не боится никакого наказания и колдовства, а только скандала своих женщин. А зря Тимошка не боится. Ведь колдун действительно пойдёт крошить род человеческий, проникая в сознание каждого из утративших милосердие людей.

Женщины, жена и мать (или тёща) Тимошки, остаются такими же суеверными, как и до советской власти. Они напуганы приходом колдуна, обращаются с ним уважительно: баба старается накормить колдуна, а старушка – выведать у него будущее.

Художественное своеобразие

Рассказчик – не просто человек из народа.

Он остроумный балагур, рассказывающий историю с шутками-прибаутками: колдун «живёт, хлеб жуёт и мужичков поцукивает», мужички «плачут теперь и рыдают и рвут на себе волосёнки». Своеобразно рассказчик описывает звуки, окружающие семью Тимошки. Испуганная баба плачет, старушка хрюкает (не очень понятно, что имеется в виду), а телёнок орёт так, что «ушам скучно». В противовес всему этому шуму, колдун молчит. Именно поэтому последние слова колдуна так пугают.

Читатель понимает, что наказания колдуна – это случайность. Но не рассказчик, который с удивлением обнаруживает, что ничем не отличается от суеверных мужиков.

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович