«Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

История создания

Рассказ «Девочка со спичками» был написан в 1844 г, когда Андерсен гостил в замке Августенборг на острове Альс. Это была история, сочинённая как сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю. Святочный рассказ был издан в 1845 г.

Литературное направление и жанр

Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья. Но «Девочка со спичками» - одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение её жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.

Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Сюжет и композиция

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец прибьёт её. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной ёлки превращаются в звёзды, а огонёк спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает ещё в земной жизни.

В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остаётся миру земному, душа принадлежит небесам.

Образ героини

Героиня рассказа – «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Её босые ножки посинели и покраснели от холода, передник её старенький, на её красивые белокурые волосы падают снежинки.

У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог. Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье

Художественное своеобразие

Рассказ «Девочка о спичками» построен на контрастах. В нём соседствуют богатство и нищета, хрупкость и нежность девочки и грубость стены, у которой она умирает. Земным страданиям противопоставлено небесное счастье, которое успело отразиться и запечатлеться в румянце и улыбке мёртвой девочки.

Девочка со спичками стала символом личности, которая несправедливо страдает в чужеродных ей обстоятельствах, хотя принадлежит другому миру, к которому безуспешно стремится. Серая стена дома, у которого умирает девочка – символ непреодолимой преграды, разделяющей эти миры и исчезающей только чудом.

Символично время действия в рассказе. Время чудес для западного человека – Рождество. Оно уже прошло, не принеся никакого облегчения. Новый год становится для ребёнка началом новой небесной жизни, он играет роль Пасхи – смерти и воскрешения.

В «Девочке со спичками» огромна роль автора-рассказчика. Он вездесущ, как Бог, наблюдает видения, мысли и чувства героини, даёт оценку им, её внешности и поступкам. Без рассказчика рассказ превратился бы в историю о том, как в канун Нового года замёрзла маленькая нищая продавщица спичек. Эта точка зрения представлена в реплике людей: «Она хотела погреться». Но дело, конечно же, не в этом. Только рассказчик может открыть истинные мотивы и мечты героини, её прошлое и даже её вечную небесную жизнь.

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан