«Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка Андерсена «Гадкий утёнок» была написана в 1843 г. и напечатана в сборнике «Новые сказки». Литературоведы считают, что сказка автобиографическая. Гадкий утёнок – юный Андерсен, который имел экстравагантную внешность: он был худ и неуклюж, так что у многих вызывал жалость и желание помочь. Три испытания гадкого утёнка связывают с тремя этапами жизни Андерсена. В родном городе Оденсе мать отдала его в еврейскую школу для бедных детей, где не было телесных наказаний, но зато мальчик чувствовал там себя чужим. Птичий двор – аллегория Копенгагена. Там юный некрасивый Андерсен вызывал только насмешки, ведь он хотел стать актёром. Такие же насмешки он испытывал в престижных школах Слагельса и Эльсинора, куда был за казённый счёт устроен доброжелателями. Ведь Андерсен был на 6 лет старше одноклассников, то есть большой и неуклюжий, как гадкий утёнок. Он тяжело переживал нападки ректора, подобно тому как гадкий утёнок боялся воинственного индейского петуха на птичьем дворе.

Жизнь утёнка в избушке со старушкой, котом и курицей биографы Андерсена ассоциируют с отношениями юноши с семьёй своего покровителя, финансиста при короле Фредерике 6 Йонаса Коллина.

При анализе сказки неправильно опираться на библиографический метод. Хотя сходство с биографией писателя есть, но такая трактовка сказки примитивна. Сказка не сводится к утверждению, что Андерсен стал великим сказочником, хотя никто того не ожидал.

Литературное направление и жанр

Сказка «Гадкий утёнок» написана по законам романтического направления. Герой одинок и противопоставлен всему миру, никем не понят и даже сам не понимает своей ценности. Красота белых лебедей кажется гадкому утёнку далёкой и недостижимой. Но в конце сказки Гадкий утёнок превращается не в одинокого белого лебедя, а соединяется с собратьями и принят ими. Конечно, лебеди не принимаются птичьим двором (то есть романтический герой не понят обывателями), но им это и не нужно. Зато люди видят красоту лебедей и признают её. Они играют в сказке роль античных богов, вдруг заметивших красоту и отметивших её, огласивших истину, которую примут обыватели.

По жанру «Гадкий утёнок» - авторская сказка. Но больше она похожа не на сказки о животных, а на философскую притчу. Все герои сказки – аллегории, но если в сказке о животных герой – аллегория качества (лис – хитрость, заяц – трусость), то в «Гадком утёнке» герои представляют собой определённый человеческий тип, определённую судьбу.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема сказки – обретение смысла жизни и своего места в обществе. Основная мысль состоит в том, что истина всё равно будет открыта. Гадкий утёнок неизбежно превратится в белого лебедя, если избежит множества опасностей на жизненном пути. В мире нет безобразного. Счастье и принятие – нормальное состояние живых существ.

Проблематика сказки социальная и философская. Андерсен с иронией и даже сарказмом изображает общество обывателей, мещан, которые не способны видеть дальше своего носа и прыгать выше головы. При этом философская мысль сказки глубока: лучше погибнуть, выполняя своё предназначение на своём месте, чем терпеть лишения, живя по скудным законам обывателей, обеспечивающим не яркую жизнь, но жалкое существование.

Сюжет и композиция

Сказка начинается с летнего пейзажа и с восклицательного предложения: «Хорошо было за городом!» Это точка зрения автора. Эмоционально концовка перекликается с началом сказки: «Мог ли я мечтать о таком счастье…» Это мысль гадкого утёнка, пришедшего в гармонию со всем миром.

На пути к этой гармонии гадкий утёнок переживает множество испытаний. Место его рождения – чаща лопуха. Как и положено романтическому герою, гадкий утёнок доставляет хлопоты ближайшему окружению ещё до рождения, ведь его яйцо безобразно большое, и его приходится высиживать дольше. Маму утку примиряет с некрасивым сыном только то, что он не индюшонок, потому что прекрасно плавает.

Первое испытание утёнка происходит на птичьем дворе. Это «социализация»: утята постигают законы жизни общества. И эти законы безумны с точки зрения рассказчика: две семьи дерутся за угриную головку, которая достаётся кошке, утка с красным лоскутком на лапке самая главная, а расплачиваться с ней нужно теми же угриными головками. Андерсен обесценивает власть и деньги, показывая их ничтожность.

Гадкий утёнок подвергается нападкам, потому что он «большой и странный». Его отвергают общество, родные, даже мать. Так утёнок оказывается на болоте.

Третье испытание – чужие. Они уже не смеются над утёнком, им нет до него дела. Единственная забота диких уток – чтобы утёнок с ними не породнился. А дикие гуси даже готовы принять утёнка в свою компанию: «Ты такой урод, что нравишься нам».

Четвёртое испытание утёнка – опасность не для самооценки, а для жизни. Даже враг (собака) не нападает на утёнка, такой он безобразный. Здесь утёнок учится радоваться своему положению, он благодарит Бога за своё уродство. Происходит окончательное смирение со своим отвергнутым положением.

Пятое испытание связано уже не с внешностью, а с деятельностью утёнка. Оказавшись в избушке с полуслепой старушкой, курицей и котом, утёнок убедился в своей ничтожности. Он не умеет делать двух полезных вещей: нести яйца, как курица, или выгибать спину и мурлыкать, как кот. Старушка – образ слепой судьбы, которая не видит, что утёнок по своей природе не может нести яйца. А то, что от природы присуще утёнку (умение плавать), курица называет дурью и блажью. Утёнок не проходит испытательного срока у «умных людей», «лучшей половины всего света» и уходит.

Следующий этап развития утёнка – встреча со своим идеалом – царственными птицами. Утёнок не ассоциирует себя с ними. Зима, которую он переживает благодаря отогревшему его крестьянину – последнее злоключение утёнка. Его счастью предшествует важнейшее решение: лучше быть убитым лебедями, чем сносить вражду уток, кур, птичницы и зимний холод.

Смирение всегда предшествует возвышению.

Увидев отражение в воде, утёнок-лебедь смог принять истину и стать счастливым. Приняв себя самого, он оказался принятым и лебедями, и людьми, признавшими его самым красивым.

Герои и образы

Первую характеристику серому утёнку даёт мать: «Ужасно велик и совсем непохож на остальных». Если вдуматься, величие и индивидуальность от рождения заложены в этом сыне, только утка не умеет этого оценить.

Конечно, самохарактеристики гадкого утёнка связаны с отношением матери: безобразный, посмешище для всего птичьего двора.

Утка-мать до поры до времени защищает своего ребёнка, потому что находит в нём положительные качества: «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он… лучше других». Кроме того, мать надеется, что «он вырастет и пробьёт себе дорогу».

Но родные быстро устают от необычности утёнка: братья и сёстры хотят, чтобы его съела кошка, а мать проклинает его: «Глаза бы мои тебя не видали!»
Все требуют от утёнка соответствия собственным представлениям о правильности и пристойности. Курица и кот позволяют сделать утёнку выбор, но только между тем, чтобы нести яйца и выгибать спину.

Утёнок - изгнанник, он не отвечает ни внутренним, ни внешним требованиям общества, так что, увидев лебедей и полюбив их, он не завидует им и не мечтает походить на них. Семья и общество добились своего: утёнок утратил мечту и цель.

Как истинно романтический герой, он решается приблизиться к своему идеалу даже ценою жизни. Но, решившись, обретает самого себя, общество единомышленников, любовь и счастье.

Художественное своеобразие

Образы сказки аллегоричны и ироничны. Ирония проявляется в диалогах и авторских оценках. Это насмешка над обществом мещан-обывателей, которую можно прочесть только между строк. Подтекст позволяет критиковать общество. Например, утка гордится утятами, потому что они похожи на отца. Они должны быть косолапыми, «держать лапки врозь и выворачивать их наружу» только потому, что так делали папаша с мамашей. То есть недостатки родителей повторяются в детях, и это считается нормой.

Прописные истины звучат из уст птиц, ведь глупость - это общественная норма: селезню (то есть мужчине) красота не нужна. Есть в сказке и настоящие крылатые выражения: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!» Выражение «гадкий утёнок» стало фразеологизмом, обозначающим неприметного человека, обычно ребёнка, у которого открывается неожиданный талант.

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан