«Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Дюймовочка» - одна из самых популярных сказок Андерсена, опубликованная в 1853 г. в книге «Сказки, рассказанные детям». В отличие от многих сказок писателя, эта предназначена именно для детей, но это не значит, что в ней нет философского подтекста.

Литературное направление и жанр

«Дюймовочка» - литературная сказка. Образ маленькой девочки близок образу Мальчика-с-пальчика братьев Гримм. Из фольклорных мотивов в сказке разве что рождение ребёнка из зерна у бездетной матери.

Даже в детской сказке чувствуется влияние романтизма. Хотя Дюймовочка и девочка, но она будто принадлежит другому миру. Человеческий мир враждебен хрупкой крошечной девочке, она одинока и никем не понята. Только в далёкой идеальной стране она находит себе подобных.

Тема и проблематика

Тема сказки – роль судьбы, случайности в жизни человека. Андерсен подвергает героиню множеству испытаний, в которых она приобретает бесценный жизненный опыт, а её внешность, характер и душевные качества остаются неизменными. Романтик, большой ребёнок, писатель и сам верит, что доброе сердце и красота всегда вознаграждены, что счастье для таких людей неизбежно.

Сюжет и композиция

Сказка начинается с традиционного «жила-была». В экспозиции рассказывается о том, как женщина пошла к колдунье и вырастила из волшебного зерна похожий на тюльпан цветок, в котором оказалась Дюймовочка. Жизнь Дюймовочки у мамы подобна кукольной: она только плавает в лодочке из лепестка тюльпана и спит в лакированной скорлупе грецкого ореха. Это ещё преджизнь, ожидание жизни.

Завязка начинает череду приключений Дюймовочки. Всё, что с ней случается, с одной стороны, проявляет душевные качества девочки, с другой – становится бесценным жизненным опытом. Дюймовочка понимает, что не хочет жить у гадкой жабы, она благодарна рыбкам, перегрызшим стебелёк листа. Дюймовочка сочувствует мотыльку, виновницей несчастья и, возможно, гибели которого стала девочка, привязав мотылька поясом к листу.

У майского жука Дюймовочка узнала, как мимолётны привязанности, как относительна красота. Дюймовочка познала нищету, голод и холод, смирение. У полевой мыши она научилась услужливости и благодарности. Доброта и жалость Дюймовочки, накрывшей тёплым ковром и пухом ласточку, спасла птичке жизнь. Девочка научилась жертвовать, отдав ласточке собственное одеяльце – лист мяты.

Дюймовочка стойко переносит все жизненные невзгоды, она смирилась со своей незначительностью, подчинённым и зависимым положением. Дюймовочка безропотно готовит наряды к свадьбе, хотя ей не нравится скучный крот. Единственное, чего не может вынести девочка – расставания с солнышком. Кульминация сказки – побег Дюймовочки с ласточкой в тёплые края.

Развязка у сказки счастливая. Хоть Дюймовочка улетает в неизвестность, она находит своё счастье, потому что не теряет надежды на него. А счастье живых существ состоит в том, чтобы жить в гармонии с миром, природой и с обществом единомышленников. То есть такими же эльфами, как и сама Дюймовочка. Крылышки, которые преподносят эльфы Дюймовочке – единственное материальное воплощение её качеств, которые действительно превосходят человеческие и близки к ангельским.

Сказка замыкается на рассказчике, которому ласточка сообщает историю о Дюймовочке. Так сказка превращается в достоверную историю, рассказанную из первых уст.

Герои сказки

Дюймовочка – крошечная волшебная девочка, «нежная, ясная, словно лепесток розы». Она умеет видеть красоту вокруг себя и сама очень милая и нежная. Дюймовочка появляется из славного цветка с красивыми пёстрыми лепестками. Её окружают красота и любовь, и это единственный способ познания мира - эстетический. То есть Дюймовочка видит красоту мира, в том числе и душевную, и способна чувствовать, сопереживать, а большего такой маленькой девочке не надо. Да и вообще человеку этого достаточно, как показывает в сказке Андерсен.

Дюймовочка изначально наделена всеми лучшими качествами: она «премиленькая», «прелесть какая хорошенькая» и умеет видеть и ценить красоту и доброту. Первый урок она получает от своей матери, которая заботится о ней. Вся жизнь Дюймовочки определяется понятиями о красоте, поэтому она не хочет «жить у гадкой жабы и выходить замуж за её противного сына». Майскому жуку и его соплеменникам удалось поколебать идеал Дюймовочки, огорчённой, что даже жуки считают её уродливой. Мышь ценит только душевные качества Дюймовочки и практическую пользу, а крот очарован её пением.

По достоинству красоту Дюймовочки смогли оценить только эльфы. Она познала любовь, но прежде научилась дружить с ласточкой. Дюймовочка перерождается, о чём свидетельствует её имя. До сих пор она была волшебной девочкой, крошкой по сравнению с человеком. Теперь она превращается в полноценного члена своего общества, становится Майей.

Все герои-животные – аллегория определённых типов людей. Жабы – живущие в болоте условностей обыватели. Майские жуки – те, чьё мнение, образ жизни и даже любовь зависят от мнения окружающих. Мышь – аллегория стяжателя, который не интересуется ничем, кроме материального достатка и удобства. То, что она живёт в норе, передаётся метафорой «не поднимает головы, не видит солнца». Это человек, живущий житейскими заботами. Крот в этом случае воплощает слепца, не видящего истины, аллегорией которой является солнце. Ласточка – аллегория человека, который выполняет жизненное предназначение.

Художественное своеобразие

Сказка строится на противопоставлении добра и зла, света и тьмы, нежности и грубости, большого и маленького. Отсюда огромная роль оценочных слов, в основном эпитетов: славный, крошечная, прелесть, бедная крошка, большущая безобразная жаба, гадкий, противный сын, прелестная крошка легче лебединого пуха, прелестные местечки, хорошенькая девочка, безобразная, огромные залы, чудесная шубка, хорошенькие крылья, бедная птичка, милая крошка. Автор будто занимает позицию героини, видит мир её глазами, сочувствует ей. Он – свидетель всего происходящего, «большой мастер рассказывать сказки».

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан