«Снеговик», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка была впервые опубликована в 1861 году. Будучи к тому времени признанным классиком жанра авторской литературной сказки, Андерсен продолжал удивлять своих читателей простотой и в то же время неожиданностью придуманных им сказочных сюжетов.

Литературное направление и жанр

Если в молодости Андерсен вступил в литературу как романтик, хоть и «поздний» романтик, с большой долей горькой иронии, свойственной этой литературной эпохе, – то к старости творческий метод сказочника с полным правом мог бы назваться реалистическим. Нельзя сказать, что от его романтизма вообще не осталось следов: они остались, как следы юных влюблённых, оставленные ими в ледяной коре, покрывшей всю землю в саду, всего на несколько часов (!) засиявшем чудесным романтическим блеском уходящей красавицы-зимы.

Тема и проблематика

Тема сказки – бессмысленность человеческого бытия и глупость ни на чём не основанного человеческого самомнения. На ограниченном пространстве сказочного текста проблема реалистической жизненной ориентации со всей остротой и убедительностью поставлена на примере судеб двух сказочных персонажей.

Сюжет и композиция

Сюжет сказки построен на простом и понятном даже ребёнку явлении природы – таянии снега в начале весны. Слепленный мальчишками Снеговик, который (по словам Дворового Пса) «только вчера вылез на свет божий» и при этом (по словам молодого человека) выглядит «таким молодцом», уже обречён, хотя сам он об этом ещё не знает.

Смутные подозрения во враждебных по отношению к нему намерениях вызывает у него солнце, которое он, впрочем, путает с луной. Ночью Снеговик торжествует мнимую победу над солнцем, мирно (в виде месяца) «выползшем теперь с другой стороны».

Дворовой Пёс на собственном примере пытается внушить Снеговику мысль о ненадёжности счастья. Он был любимым домашним щенком и спал в доме у тёплой печки, но укусил маленького барчука, который пытался отнять у него кость, и за это был изгнан во двор и посажен на цепь.

Снеговик заглядывает в окно дома, видит Печку. Он воспылал к ней самым нежным чувством («он чувствовал, что Печка – существо женского пола»). «Я тоже страдал этим, но поправился», – сказал Пёс.

Тут началась оттепель, Снеговик стал постепенно таять. Когда он наконец рухнул, на его месте осталась только кочерга, на которой и укрепили его мальчишки. Пёс-философ «всё понял»: кочерга как стержень личности Снеговика время от времени шевелилась в нём; она-то, по мнению Пса, и была причиной тоски Снеговика.

В финале девочки поют веснянку. О Снеговике все сразу же забыли.

Композиционно сказка выстроена таким образом, что информация, нужная читателю для понимания сюжетной истории, выдаётся не сразу, а как бы небольшими порциями, причём разными персонажами, с разных точек зрения. Сперва мир дан в ощущении Снеговика. Затем возникает критический взгляд Пса на личность и ситуацию Снеговика. Далее является влюблённая пара, видящая весь мир (т.е. заснеженный, обледеневший, сверкающий на солнце сад и в нём Снеговика) в ярком, романтическом свете. И на вопрос малосведущего Снеговика: «Значат ли что-нибудь эти двое?» – Пёс отвечает с негодованием: «Да ведь они господа!» Тут он и рассказывает свою печальную историю, наглядно свидетельствующую о власти господ над судьбами подневольных существ.

Из этой истории Снеговик узнаёт о Печке. Как думает Пёс и как полагает сам Снеговик, с этого и начинается печаль-тоска, погубившая нежное снежное создание.

Веснянка в финале уверенно заявляет о том, что же является истинной причиной гибели таких снеговиков – с точки зрения людей. Но если всё так относительно и так зависит от точки зрения – впору усомниться, так ли уж всеведущи мы, люди.

Герои

Главный герой сказки – глупый, наивный, ничего не знающий и не понимающий Снеговик. Вместе с «умудрённым жизнью» Псом (тот знает чуть больше, но до «истинной мудрости» ему, конечно, далеко) они составляют трогательную пару страдальцев. Оба они мечтают о недоступной им Печке, её тепле, её высунутом горячем языке, который «так идёт к ней». Печка, луна и солнце светят по-разному, что важно для Снеговика, но при этом на самом деле они безличны и равнодушны к судьбам снеговиков, собак и даже двух влюблённых друг в друга людей, весь смысл любви и взаимного тепла которых состоит, по мудрому замечанию Пса, в том, чтобы в недалёком будущем «поселиться в конуре и вместе глодать кости». Сверхреализм сказки собственно и состоит в сверхтипизации характеров и обстоятельств, при которых личные качества персонажей, их достоинства, равно как и недостатки, не так уж важны, а важна лишь объективная реальность, более или менее (но никогда до конца) познаваемая.

Художественное своеобразие

Реалистические символы сказки – оборотная сторона сверхтипизации образов и характеров. Так, центральный образ – Снеговик – можно воспринимать как символ бренности жизни и глупости тех, кто уповает в этой бренной жизни на собственный разум и собственное значение. Ярко выделяется тщательно выписанный зимний пейзаж, оканчивающийся сравнением инея с алмазной пылью, а снега с крупными бриллиантами. Всё это на миг сверкнёт и в миг же и растает…

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан