«Соловей», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Соловей» была написана в 1843 г. и издана в сборнике «Новые сказки».

Литературное направление и жанр

«Соловей» – литературная сказка Андерсена, написанная в традициях романтизма, для которого характерно изображение творца, не понятого обывателями. Таков соловей, чьё искусство настолько отдалено от императорского дворца, что придворные даже не знают, как звучит его голос. В сказке противопоставлено искусство истинное и механическое, искусством не являющееся и поэтому доступное всем (каждый мальчишка напевал песенку искусственного соловья).

Тема и проблематика

Тема сказки – истинное и ложное искусство, роль истинного творца и искусства в жизни человека и целой страны. Важная проблема сказки – необходимость свободного творческого выражения. Соловей предостерегает, что его пение лучше всего слушать в зелёном лесу, то есть произведение искусства требует определённых рамок. Другая важная проблема – награда творца. Соловей отказывается от награды императора – золотой туфли на шею. Для творца такая награда безумна, она стала бы тяжестью невыносимой. Награда для соловья – слёзы императора: «Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Ещё один вопрос, важный для романтического направления – должно ли быть искусство понятно народу и признано им. И придворные, и народ довольны искусственным соловьём. Капельмейстер уверяет, что птица выше настоящей даже по внутренним достоинствам, потому что можно исследовать это искусство, «разобрать его». Народ же доволен так, будто вдоволь напился чаю, а своё понимание искусства выражает восклицанием «О!»

Ещё одна проблема, не связанная непосредственно творчеством – проблема осознанности жизни. Император проживает свою жизнь бездумно, как во сне. Только перед смертью он осознаёт, что истинное спасение в живом искусстве. Так же бездумно живут все подданные императора, занятые механическими делами, синхронно кивающие головами. Даже смерть в этой сказке ведёт себя механически, бездумно кивая головой, «как китаец».

Сюжет и композиция

Экспозиция сказки – описание императорского дворца, сада и основной его изюминки – поющего соловья. Дворец описан с точки зрения обывателя, говорящего, что «в целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского». Ценность дворца и сада обыватель видит в рукотворных невиданных чудесах, искусных творениях человеческих рук: дворец из драгоценного фарфора, «такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться», чудесные цветы, к которым привязаны серебряные колокольчики.

Уже в экспозиции искусственное противопоставлено естественному, творение рук человеческих – природе. Упорядоченный сад переходит в густой лес, а лес – в синее море.

Завязка – решение императора найти доселе неизвестного ему соловья – гордость страны. По закону сказки голос соловья придворные услышали третьим, после коровы и лягушки. Оказавшись во дворце, соловей получает привилегии, каждая из которых означает новую степень несвободы: отдельная комната, прогулки по расписанию и шёлковые ленты в качестве привязи.

Соловей, мужественно выдержавший неволю и лишения, не мешающие петь, не смог только одного – петь с искусственным соловьём, потому что механическое несовместимо с творческим. Творческая личность каждый раз поёт по-новому, не может совпасть с заведённой шарманкой, с которой сравнивается искусственный соловей.

Соловей был изгнан за пределы империи. Искусственный соловей, купавшийся в лучах славы, пропел ровно год, а потом сломался. После починки заводить его можно было только раз в год.

Кульминация случается через 5 лет, когда к умирающему императору приходит смерть. Сидя у него на груди, она говорит о добрых и злых делах императора. Отогнать смерть смог только соловей, узнавший о болезни императора.

Император переживает второе рождение, чтобы жить осознанно. Маленькая птичка становится отрадой для доброго сердца императора, который теперь хочет знать о жизни всех своих подданных: и бедных, и богатых.

Герои сказки

Соловей – воплощение творца. Он весь – естественность и вольнолюбие. Недаром он избирает себе жилище на границе двух стихий, моря и леса. Придворных поражает невзрачность соловья: «Самая простая наружность». Первый приближённый сравнивает голос соловья со стеклянными колокольчиками (впрочем, придворный бонза сравнивает с колокольчиками голос лягушки).

Соловей знает о важности своего искусства и его целительной иле, но не требует наград, кроме слёз тех, для кого оно предназначено. Единственное условие творчества – свобода.

Искусственный соловей – дар японского императора, который, в японской традиции, уничижает себя утверждением о превосходств китайского живого соловья над мастерски сделанной копией. У искусственного соловья масса достоинств. Он поёт одну из мелодий настоящего соловья, причём по методе придворного капельмейстера, он куда красивее настоящего соловья, он предсказуем, а поэтому удобен, его мелодию можно выучить.

Китайский император, с одной стороны, - образ правителя, который очень далек от народа. С другой – собирательный образ не слишком умного, занятого собственной личностью и считающего себя центром вселенной обывателя.

Император – настоящий сказочный правитель. Он сидит на золотом троне и кивает головой (овеществлённая метафора китайского болванчика). Императора выводит из душевного равновесия (как сказали бы сегодня – из зоны комфорта) тот факт, что весь свет знает о соловье – главной достопримечательности китайского государства, а император не знает.

Художественное своеобразие

В основе сказки – романтическое иносказание. Андерсен переносит действие сказки в экзотическую страну со странными жителями, но умный читатель понимает, что общество в сказочном Китае такое же, как и в Дании: есть богатые и бедные, с таким же пренебрежением относятся к людям искусства и так же их не понимают.

Носителями истины в сказке оказываются простые люди. Они естественны, поэтому от природы знают, что хорошо и что плохо. В отличие от обывателя, ценящего искусственную красоту, они считают, что соловей – это хорошо и лучше всего.

Как и многие сказки Андерсена, «Соловей» предназначен одновременно и детям, и взрослым.

Поэтому прописные истины, предназначенные для детей, воспринимается взрослыми иронично: «В Китае и сам император, и все его подданные – китайцы».
Для позднего романтизма вообще характерна ирония и самоирония, которая нравится в сказке взрослым и почти недоступна детям. Так деятельность первого приближённого представлена как беготня по лестницам дворца. Этим же начинают заниматься все приближённые, испугавшись наказания. Наградой же является разрешение посмотреть, как кушает император.

Андерсен высмеивает обывателей, подражающих модному придворному соловью, дам булькающих в горле водой, лавочников, называющих своих безголосых детей в честь соловья, обывателей, говорящих только о соловье. Но самому злому осмеянию подвергаются способы общения правителя и творца. Очевидно, Андерсен и сам настрадался от «наград» власти. Соловей содержится в замке в тюрьме, которую должен воспринимать как заботу, так что рассказчик даже восклицает: «Большое удовольствие!» Отдельная комната, золотой шест, двенадцать слуг и каждый держит за привязанную к лапке шёлковую ленточку и разрешение гулять два раза днём и один раз ночью – вот придворная жизнь певца.

В сказке Андерсен высказывает свои сокровенные мысли о собственном предназначении, искренне считая, что роль творца – влиять на императора, свободно рассказывая ему истину о стране и её жителях.

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан