«Друг», анализ рассказа Андреева

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Друг» впервые напечатан, под заглавием «Собака» и с подзаголовком «Эскиз», в газете «Курьер» 13 ноября 1899 года.

Жанр, литературное направление, идея

Подзаголовок «Эскиз» можно было бы рассматривать в качестве жанрового определения этого раннего произведения Леонида Андреева, если бы этот короткий текст не содержал в себе, по сути, два эскиза, плохо корреспондирующих между собой.

С одной стороны, перед нами набросок рассказа о собаке. Эта жанровая традиция второй половины ХІХ века, начатая Тургеневым и оконченная Чеховым, в начале ХХ века продолжилась рассказом Леонида Андреева «Кусака», эскизом к которому можно считать данный небольшой рассказ.

С другой стороны, герой рассказа – начинающий писатель Владимир Михайлович – наделён некоторыми автобиографическими чертами. Тут и «горделивые помыслы» «о славе», и сомнения дебютанта в своих силах, и одиночество, и страх перед «зловещим спутником одиноких» – алкоголем, и надежда, что взаимная любовь к Наталии Лаврентьевне возродит его к жизни, причём даже имя и отчество возлюбленной тоже взяты прямо из жизни: в дневнике писателя упоминается курсистка Наталья Лаврентьевна Жданова, с которой Андреев познакомился 14 ноября 1897 года (роман с ней длился с перерывами до конца сентября 1898 года).

Всё это нагромождение деталей в одном, реалистически несостоятельном, эскизе, да ещё под названием «Собака», в более поздней, символистической редакции искупается названием и лейтмотивом «Друг». Пёс Васюк – единственный настоящий друг Владимира Михайловича. Любовь и дружба собаки – тот идеал, до которого никогда не поднимутся человеческие отношения, ибо ни настоящая дружба, ни настоящая любовь среди представителей рода человеческого невозможны. Такова идея рассказа «Друг».

Тема, персонажи, сюжет, композиция

Таким образом, тема рассказа «Друг» – обманутые собачьи любовь, преданность и верность.

Главные герои, взаимоотношения которых довольно сложные, – Владимир Михайлович и его пёс Васюк. Эти взаимоотношения и составляют сюжет рассказа, а человеческая массовка и всё, что в ней происходит, – лишь фон, на котором разворачиваются эти взаимоотношения. Соответственно построена композиция рассказа.

В экспозиции мы знакомимся с тремя обитателями одной квартиры. Это усталый труженик Владимир Михайлович и два его сожителя: равнодушная к нему родная тётка и любящий, неравнодушный пёс Васюк.

Завязка – мечта главного героя о славе. Ночью, трудясь над очередным литературным произведением, Владимир Михайлович обещает Васюку, что когда он, его хозяин, станет знаменит, пёс будет питаться одной печёнкой, которую тот очень любит. Эта печёнка становится символическим обозначением лейтмотива дружбы.

Сначала слава всё не идёт к Владимиру Михайловичу. С горя он пьёт, дебоширит и вымещает зло на собаке.

Наконец приходит слава, а с нею и любовь красивой девушки. Теперь

«каждую ночь спрашивал он собаку о печенке, но постоянно забывал купить ее, так как голова его была полна планами новых творений и мыслями о женщине, которую он полюбил. Раз только вспомнил он о печенке; это было вечером, и он проходил мимо мясной лавки, а под руку с ним шла красивая женщина и плотно прижимала свой локоть к его локтю. Он шутливо рассказал ей о своей собаке, хвалил ее ум и понятливость. Немного рисуясь, он передал о том, что были ужасные, тяжелые минуты, когда он считал собаку единственным своим другом, и шутя рассказал о своем обещании купить другу печенки, когда будет счастлив... Он плотнее прижал к себе руку девушки.
- Художник! - смеясь, воскликнула она. - Вы даже камни заставите говорить; а я очень не люблю собак: от них так легко заразиться.
Владимир Михайлович согласился, что от собаки легко можно заразиться, и промолчал о том, что он иногда целовал блестящую черную морду».

Сразу после этого идёт трагическая часть эскиза – кульминация, посвящённая болезни и смерти собаки.

И вот печальный эпилог:

«С тех пор прошло много времени. Слава ушла от Владимира Михайловича так же, как и пришла -- загадочная и жестокая. Он обманул надежды, которые возлагали на него, и все были злы на этот обман и выместили его негодующими речами и холодными насмешками. А потом, точно крышка гроба, опустилось на него мертвое, тяжелое забвение.
Женщина покинула его: она также считала себя обманутой.
Проходили угарные, чадные ночи и беспощадно карающие белые дни, и часто, чаще, чем прежде, гулко раздавались в пустой квартире шаги тетки, а он лежал на своей кровати, смотрел в знакомое пятнышко на потолке и шептал:
-- Друг, друг мой единственный...
И бессильно падала на пустое место дрожащая рука».

По писателю: Андреев Леонид Николаевич