«Иуда Искариот», краткое содержание по главам повести Андреева

Глава 1

Иисус и его ученики, галилеяне, мало знали о людях Иудеи и о тамошней жизни. Но когда ученики Иисуса расспрашивали иудеян об Иуде из Кариота, все они – и хорошие люди, и плохие – в один голос отзывались о нём плохо.

Никто из учеников даже не заметил, как и каким образом втёрся в доверие к Иисусу этот рыжий безобразный иудей. Для некоторых из них не было сомнения в том, что Иудой движет какой-то злой и коварный расчёт. Сам же Иисус не хотел даже слушать ничего плохого, что его ученики говорили об Иуде.

Безобразный Иуда сидел со всеми учениками, кашлял и жаловался на слабое здоровье. Когда ночью Иисус и его ученики вышли погулять, Иуда остался в доме. Забравшись на плоскую кровлю, он глядел вслед уходящим и думал о чём-то своём. А когда они возвратились, он поспешно закашлял: вдруг кто-то ещё не уснул и «слушает, что думает Иуда»?

Глава 2

Иисус поручил Иуде все деньги и все хозяйственные заботы о себе и о своих учениках. Вскоре все оценили то, как искусно справлялся Иуда со своими обязанностями, и перестали замечать его враньё и физическое безобразие.

При этом Иуда продолжал говорить гадости обо всех людях на свете, даже о собственных родителях. Однажды Пётр отвёл Иуду в сторону и прямо спросил, что он думает об Иисусе.

Иуда злобно взглянул на него:

- А ты что думаешь?

Пётр испуганно и радостно прошептал:

- Я думаю, что Он – Сын Бога Живого.

Вскоре Иуде представился случай доказать свою любовь, но так же странно и так же злобно.

В одном иудейском селении, куда Иуда (будучи, в отличие от всех, кто шёл с Иисусом, уроженцем Иудеи и хорошо ориентируясь на местности) особенно не советовал заходить, после проповеди Иисуса о лицемерах местные жители взяли в руки камни. Но Иуда, перебегая от одного к другому, с жаром доказывал, что Иисус «вовсе не одержим бесом», что он «просто обманщик, вор, любящий деньги»

- Недостойны эти люди, чтобы умереть от руки честного, – решили жители селения.

И вот теперь уже Фома, оставшись наедине с Иудой, сказал ему:

- Ты поступил нехорошо. Теперь я верю, что отец твой – дьявол.

Оскорблённый Иуда в эту ночь не вернулся на ночлег, и ученики, оторванные от дум хлопотами о пище, роптали на его нерадивость.

Глава 3

Как-то раз на пути в Иерусалим, во время отдыха в горах, Пётр шутя стал отрывать от скал большие камни и сбрасывать их в пропасть. Иуда включился в игру, и вскоре все убедились, что Иуда, притворявшийся больным, превосходит в силе даже Петра.

На ночлег остановились в Вифании, в доме Лазаря. И когда все собрались для беседы, Иуда подумал, что теперь вспомнят о его победе над Петром, но никто не вспомнил.

Ночью Иуда плакал и спросил у Фомы:

Почему он не любит меня?

- Ты лжёшь и злословишь постоянно, как же ты хочешь, чтобы тебя любил Иисус?

- А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда.

Глава 4

Иуда утаил несколько динариев, и это обнаружил Фома. Все пришли в негодование. Разгневанный Пётр схватил Иуду за ворот и почти волоком притащил к Иисусу.

Иисус молчал. И, внимательно взглянув на него, Пётр покраснел, разжал руку, державшую ворот, и оставил Иуду наедине с Иисусом. Вскоре туда вошёл Иоанн – любимый ученик. Выйдя от Иисуса, Иоанн удивлённо и растроганно возгласил:

- Учитель сказал, что Иуда может брать денег, сколько он хочет… Иуда наш брат, и вы тяжко обидели его – так сказал учитель…

И затем Иоанн трижды поцеловал Иуду, а за ним и все ученики, кроме одного. Фома поцеловал Иуду только вечером, хорошо подумав.

- Ну разве не приятно, - заявил ему Иуда, - быть крюком, на который вывешивают для просушки: Иоанн – свою отсыревшую добродетель, Фома – свой ум, поеденный молью?

Однажды Иоанн спросил Иуду:

- Как ты думаешь, кто из нас, Пётр или я, будет первым возле Христа в его небесном царствии?

Иуда подумал и ответил:

- Я полагаю, что ты.

Но когда, некоторое время спустя, его спросил о том же Пётр, он ему ответил, что первым будет он, Пётр.

Тогда в присутствии учителя Иоанн и Пётр вновь задали Иуде этот вопрос:

- Кто будет первым возле Иисуса?

Не отрывая глаз от Христа, Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно:

- Я!

И вышел. Поражённые дерзкой выходкой, ученики молчали, и только Пётр тихо шепнул Фоме:

- Так вот о чём он думает!..

Глава 5

Как раз в это время Иуда совершил первый шаг к предательству: тайно посетил первосвященника Анну и сообщил ему, что поступил в ученики к Иисусу Назарею с единственной целью уличить обманщика и предать его в руки закона.

Анна сделал вид, что впервые слышит об Иисусе.

Иуда также сделал вид, что верит в неведение Анны, и подробно рассказал ему об этом человеке. По словам Иуды, этот Назарей хочет отнять власть у священников и создать своё особенное царство.

Анна высказал опасение: если у этого человека много учеников, то не поднимут ли они восстания при попытке властей схватить его?

- Ведь они же любят его? Ты сам сказал.

- Учителя любят больше мёртвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим!

Но решительного ответа не дал на этот раз осторожный и хитрый Анна: он уже давно решил участь пророка из Галилеи, но не доверял Иуде. Когда тот пришёл во второй раз, Анна просто его не принял. Но он пришёл и в третий раз, и в четвёртый.

Услыхав, что за Иисуса предлагают всего тридцать сребреников, Иуда поначалу возмутился, но очень скоро дал согласие.

Деньги Иуда спрятал за городом, под камнем, а затем вернулся к Иисусу. И выйдя в то место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи.

И в эти последние дни жизни Иисуса Иуда окружил его особенно нежным вниманием, угадывая и исполняя все его желания.

Глава 6

Иуда не отговаривал Иисуса идти в Иерусалим, но настойчиво и упорно предупреждал об опасности. Он украл у римских воинов два меча и принёс их ученикам Иисуса. Впрочем, мечам обрадовался только Пётр.

- Разве это люди? – жаловался Иуда на учеников Иисуса Марии Магдалине. – Ах, Мария, зачем ты не мужчина и не можешь носить меча! А как ты думаешь, тридцать сребреников – это большие деньги? Сколько ты получала, когда была блудницей? Пять сребреников или десять? Ты была дорогая?

- Какой ты недобрый, Иуда! Я хочу забыть об этом, а ты вспоминаешь.

И вот, приветствуемый толпами жителей, Иисус вошёл в Иерусалим.

Но разошлись по Иерусалиму верующие и скрылись в домах, и загадочны стали лица встречных. Вот прошла и последняя вечеря, и уже прозвучали неясные слова Иисуса о ком-то, кто предаст его.

И вот вечерняя молитва Иуды: она не обращена прямо к Иисусу, но он ведь Бог, он должен слышать:

- Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов… Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?

А в ответ молчание. Огромное, как глаза вечности.

- Я иду.

Никто не заметил, как ушёл Иуда, но отчего-то вдруг забеспокоились и заговорили ученики, все вместе сразу. И, покрывая все голоса, загремел решительный и властный голос Петра:

- Господи! С тобою я готов и в темницу, и на смерть идти.

- Говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься от меня.

Глава 7

Уже встала луна, когда Иисус собрался идти на гору Елеонскую, где проводил он все последние ночи свои. Ученики торопили его, и тогда он внезапно сказал:

- … продай одежду свою и купи меч.

Ученики удивились, Пётр же ответил:

- Господи! Вот здесь два меча.

Иисус сказал тихо:

- Довольно.

На горе ученики, расстилая свои плащи, удобно расположились и все постепенно уснули, Иисус же внезапно устремился вглубь Гефсиманского сада. Но вдруг раздался его голос:

- Кончено, пришёл час – вот предаётся сын человеческий в руки грешников.

Толпа воинов и служителей храма с факелами приближалась к Иисусу. Впереди шёл Иуда, говоря:

- Кого я поцелую, тот и есть.

Он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его в холодную щёку.

И молнией своего взора осветил Иисус ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Иуды, но в бездонную глубину его не мог проникнуть:

- Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?

Пётр косым и слабым ударом, точно потеряв все свои силы, опустил меч на голову одного из служителей, не причинив ему никакого вреда. Но Иисус приказал Петру бросить ненужный меч. Другие ученики пытались в чём-то убеждать солдат, но едва те пригрозили им, как тут же все они, оставив Иисуса, бежали. А потом Иуда и вслед за ним Пётр вошли во двор первосвященника и вмешались в толпу служителей, гревшихся у костров. Иуда слышал, как где-то позади него громко заговорил Пётр:

- Нет, я не знаю его.

Но спрашивающие настаивали, и Петру пришлось повторить свой ответ и бежать со двора. А солдаты били Иисуса, и это видел один Иуда.

Глава 8

- Смотрите: это Иуда Предатель!

Но он равнодушно слушал то, что говорили про него, поглощённый чувством всепобеждающего жгучего любопытства. Он, как привязанный, всюду ходил за Иисусом, куда бы его ни вели. Он слышал, как допрашивал его Каиафа. Случайно встретив Фому, он закричал ему:

- Нужно, чтобы вы все собрались вместе и громко потребовали: отдайте Иисуса, он наш. Вам не откажут, не посмеют. Они сами поймут…

- Что ты, - решительно отмахнулся Фома, разве ты не видел, сколько здесь вооружённых людей. И потом суда ещё не было, и мы не должны препятствовать суду…

Но был короток суд Пилата, не нашедшего вины в Иисусе и умывшего руки перед народным гневом:

- Неповинен я в крови праведника этого. Смотрите вы!

И тут же Иуда бросается целовать мокрую руку Пилата, шепча ему:

- Ты мудрый!.. Ты благородный!..

И с криком ногою отталкивает его Пилат. И, поднявшись, бежит Иуда вслед за ведомым на казнь Иисусом. Он сидит невдалеке от распятого, видит слёзы матери его и Марии Магдалины. Беспредельно и радостно одинокий, он гордо ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть. Свершилось.

Глава 9

Иуда явился перед синедрионом и признался, что предал невновного.

Анна зевает и говорит утомлённо:

- Что же мне говорили об уме Иуды из Кариота? Это просто дурак.

- Тридцать сребренников! – кричит Иуда. – Ведь в этой цене пойдёшь ты вовеки!

- Не хочет ли Иуда стать пророком? – насмешливо спросил один из членов синедриона.

Анна же подумал немного и сказал:

- Я вижу, что ты действительно получил мало. Вот ещё деньги.

Но Иуда горстями разбросал все сребренники в лица судей, плюнул и гневно вышел.

Он отправился в тот дом, где поселились ученики Иисуса. Они встретили его гневным криком. Но всмотрелись в лицо и глаза Предателя и смолкли, испуганно шепча:

- Оставьте его! В него вселился сатана.

После этого они позволили Предателю долго обвинять в предательстве Иисуса… самих себя.

А Иуда забрался в горы, в давно намеченное место, хорошо видное из города, прикрепил верёвку к полузасохшему дереву, стоявшему над пропастью, и повесился. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в овраг, куда обычно бросали падаль.

По произведению: 

По писателю: Андреев Леонид Николаевич