«Публичная библиотека», анализ рассказа Исаака Бабеля

Рассказ «Публичная библиотека» написан автором в 1916-ом году и представляет собой его наблюдения за служителями и посетителями Императорской Публичной библиотеки. Произведение относится к раннему, дореволюционному творчеству И.Э.Бабеля, но уже тогда писатель проявил свои склонности к критическому восприятию действительности и, особенно, роли и значения русской интеллигенции.

Писатель очень нелицеприятно рассматривает и оценивает служителей и посетителей библиотеки, экстраполируя их типажи на российское общество эпохи I мировой войны.

Типы служителей библиотеки

1. Гардеробщики.

Гардеробщиков И.Бабель оценивает критически: по его мнению, это не люди, а их отражение, подобие. Такими они стали благодаря тому, что «прикоснулись к книге». Не прочитали ее, не проанализировали, не сделали выводы о прочитанном, не научились, а именно «прикоснулись». Физически.

В итоге такого «прикосновения» они стали маргиналами и лицемерами: тихими и сумрачными – на службе в библиотеке, но употребляющими некачественный алкоголь и бьющими жену - в домашней обстановке.

Некоторые из них даже пытаются продвинуться по жизни и рисуют картины. Их мазня признается и одобряется «николаями николаевичами» и «константинами васильевичами», но что делать дальше, где получить признание, «талантливые» гардеробщики не знают. Они никогда не будут продвигать свой «талант» и делать на этом карьеру: им достаточно осознания того, что он «творцы».

2. Библиотекари.

И.Бабель очень тонко подмечает два вида библиотекарей:

Маргинальность присуща и библиотекарям: они «испорчены книгой», что не позволяет им при желании «сочно зевнуть», то есть проявить свою подлинную мещанскую сущность.

Характеризуя служителей библиотеки – гардеробщиков и библиотекарей, - писатель делает вывод о том, что интеллигентность и воспитание данных людей - напускные, внешние, формальные. В действительности они – самые обычные мещане, которые «прикоснулись к книге» и как бы облагородились. Но сущность их осталась прежняя.

Типы посетителей библиотеки

Говоря о посетителях библиотеки, И.Э.Бабель словно отрезает: в нынешнее военное время публика изменилась. В библиотеке появилось большое количество случайных людей. Подлинных интеллигентов-интеллектуалов попросту нет.

Какие же типы описывает автор?

1. Студенты.

Бабель тонко подмечает, что студентов мало. В основном, это освобожденные от несения воинской службы («белобилетники»), либо те, кто уже заканчивает учебу и должен пойти в солдаты. Но не торопится отдавать долг Родине.

Студентов мало (и читатель должен это понимать) потому, что часть их ушла в действующую армия для борьбы с кайзеровской Германией, а часть ударилась в революционные идеи. У русской интеллигенции, таким образом, нет будущего, нет подпитки, потому что нет студентов, которые должны бы были вступить в ее ряды после окончания вуза.

2. Раненый офицер (бывший студент).

Такой посетитель приходит в библиотеку «по старой памяти»: у него есть свободное время перед походом в гости, которое он коротает в библиотеке. Библиотека для него – это забегаловка, поэтому он и вытягивает длинные ноги под столом и читает по привычке низкопробную литературу.

3. Провинциалы.

Юноша-провинциал и девушка-курсистка из Калужской губернии – вот два образа, используемые автором для того, чтобы продемонстрировать случайность нахождения людей в библиотеке. Их мысли далеки от учения и знаний: юноша «пламенеет» от чтения любовных романов, а у девушки есть возлюбленный, что для нее является приоритетным и достаточным в ее жизни.

4. Мещане.

Женщина, ищущая в библиотеке рецепт приготовления домашнего мыла – прекрасный образ, применяемый писателем для демонстрации характера посетителей Императорской публичной библиотеки, которая всегда была цитаделью поиска знаний.

5. Собственно случайные люди.

Полковник, проявивший бездарность по службе и вышедший в отставку, - еще один образ, характеризующий случайного человека в библиотеке. Раньше он надоедал домашним и прислуге, но теперь решил написать историю своего полка. Теперь заседает в библиотеке на радость домашним, избавившимся от надоедливого вояки и его вечных придирок. Его сапоги радостная прислуга натирает ежедневно до блеска, лишь бы он ушел из дома и не докучал им.

6. Спящий еврей.

Даже еврей – постоянный посетитель публичной библиотеки - описан И.Э.Бабелем в качестве спящего. Не пишущий, строчащий с бешеной скоростью, усердно работающий ученый. Не зарабатывающий деньги или творящий, созидающий, а спящий. Причем спящий каждый день и потому – безразличный ко всему происходящему вокруг.

7. Прочие посетители.

Среди прочих посетителей, которых даже не пытается описать автор, есть и чиновники, которые приходят в библиотеку, чтобы познакомиться с правительственной периодикой. Но не более того. Не исполнить свой служебный долг или найти необходимую для отправления государственных функций информацию, а просто почитать «Правительственный вестник» или «Русского инвалида».

Характер русского общества 1916-го года

Анализируя типажи посетителей, И.Э.Бабель преследует далеко идущую мысль: с одной стороны, показать, что нет в России начала XX века истинной интеллигенции, которую заботила бы судьба народа и страны, а с другой, - продемонстрировать, что сам народ не хочет участвовать в решении общих государственных проблем. В самом конце своего рассказа Бабель подчеркивает эту мысль словами: «Недалеко – на Невском – кипит жизнь. Далеко – на Карпатах – льется кровь». Но никому нет до этого дела, и даже сам автор подписывается под данной формулой: «C'est la vie» («Такова жизнь»).

Что хотел сказать автор своим рассказом «Публичная библиотека»?

Характеризуя служителей и посетителей библиотеки, И.Э.Бабель использует самые нелицеприятные эпитеты – «жиденький», «бездарен», «провинциальный», «измызганный», «обжорлив» и т.п. Создается впечатление, что главная библиотека страны – Императорская публичная библиотека – лишена адекватного и интеллигентного посетителя, который приходил бы с мыслями о том, чтобы своими потугами продвинуть науку, облагородить людей, сделать мир лучше и добрее.

Библиотека наполнена маргиналами и случайными людьми с низменными желаниями и мещанским мировоззрением. Россия находится в состоянии войны, в кризисе духовном, политическом, социальном и экономическом, но этим людям нет дела до государственных интересов. Общество, олицетворяемое служителями и посетителями библиотеки, очень далеко от государственных нужд и проблем. Общество и государство Российской империи образца 1916-го года – это два полюса, которые никогда не встретятся друг с другом.

«Публичная библиотека» - это и есть сама николаевская Россия. Это приговор империи, которая проигрывает войну и находится на краю социально-политической катастрофы, имя которой – революция. Доказательством этому тезису являются уголовные дела, заведенные на И.Э.Бабеля в 1916-ом году за «кощунство и покушение на ниспровержение существующего строя». И «Публичная библиотека» сыграла в этом обвинении писателя далеко не последнюю роль, одновременно став одним из манифестов в грядущей революционной буре.

По писателю: Бабель Исаак