«Соль», анализ рассказа Исаака Бабеля

Краткое содержание рассказа

«Соль» - рассказ Бабеля, вошедший в сборник «Конармия». Сам автор был бойцом 1-ой Конной армии под командованием С.М.Буденного и стилизовал свои рассказы из данного сборника под собственные воспоминания о тех временах. Рассказ «Соль» представляет собой письмо солдата Конармии Никиты Балмашева, которое он написал редактору литературного издания.

Из солдатского повествования становится известно, что на железнодорожной станции Фастов в поезд, на котором осуществляли передислокацию подразделения Конармии, пытаются пробраться торговцы солью. Они надеются с помощью воинского эшелона проехать к месту будущей торговли с запасами соли, которую везут с собой. Но солдаты жестко пресекают такие попытки. В вагоны сажают только женщин, которых ночами насилуют солдаты, изголодавшиеся на фронтах по любовным утехам.

Солдат Никита Балмашев согласился провезти женщину с младенцем на руках. Но ночью наблюдательный воин убедился в том, что никакого ребенка нет: он не плакал, не просил есть и пить. Балмашев развернул сверток, в котором оказалась соль, которую женщина везла на продажу.

После вскрывшегося обмана между женщиной и Балмашевым состоялась недолгая дискуссия, в ходе которой она обвинила вождей революции – Ленина и Троцкого – в «жидовстве». Никита, напротив, оценивал вождей иначе: по его мнению, они хотят даровать настоящую свободу народу и привести его к счастью. В итоге дискуссии солдат выбросил женщину с движущегося поезда и убил ее, выстрелив из винтовки.

В самом финале письма Никита Балмашев клятвенно обещал редактору поступать таким образом со всеми врагами революции и подписался в этом стремлении от имени всех солдат второго взвода.

Основные идеи рассказа

Несмотря на краткость изложения, И.Э.Бабель представил на суд читателя очень глубокое по смыслу произведения. Основной метод, который применил автор в своем рассказе, - это эзопов язык. Не имея возможности напрямую критиковать советскую власть и ее действия, мировоззрение и поступки «солдат революции», писатель в иносказательной манере отразил свое отношение к происходившим событиям. И это отношение – негативное!

Само название рассказа – «Соль» - уже несет в себе следы иносказания, активно применяемого автором на страницах рассказа. Говоря о «соли», Бабель имеет в виду понятие «смысла» - смысла происходящего в те лихие годы, смысла солдатского мировоззрения, смысла отношения воинов к инакомыслящим гражданам.

Форма и стиль изложения

И.Э.Бабель не зря избрал форму рассказа - монолог солдата Никиты Балмашева в виде письма редактору литературного издания. Именно данная форма позволила автору отразить:

- ограниченность мировоззрения и мышления солдата, собственноручно написавшего письмо;

- тенденциозность в рассуждениях Н.Балмашева;

- стилистические, орфографические и иные ошибки в написании письма.

От каждой строки письма веет малообразованностью солдата – выходца, скорее всего, из крестьянской среды, но получившего зачатки образования именно в армии. Речевые обороты, свойственные мещанству, так и режут слух.

Беззаветная и безоглядная вера в вождей революции – это лишь ширма, за которой скрывается желание автора заставить читателя мыслить и сделать правильный вывод о происходящем. Страну захлестнула волна безграмотности и невежества. А носители необразованности стали творцами судеб страны и ее народа.

Преданность вождям и делу революции

Особого внимания заслуживают строки, в которых изложена дискуссия женщины и Н.Балмашева о вождях революции. Обвинения женщины в том, что солдаты не защищают страну, а только выгораживают вождей, были отвергнуты солдатом. Но никакой аргументации в пользу своей точки зрения Никита не представил. В его словах слышится лишь мотивы убогих и претенциозных агитационных листовок и плакатов, но никаких фактов, подтверждающих его слова о слепой вере в Ленина и Троцкого.

Состояние же страны в революционное лихолетье, вообще, автором подается в виде разрухи и всеобщего народного горя. Тем самым И.Э.Бабель очень тонко намекнул на свое крайне отрицательное отношение к революции и ее последствиям.

Образ врага: кто же настоящий враг?

Автор изобразил образ врага революции и советской власти в лице «женщины с дитем». Но что в ней враждебного? Читатель не находит ответа на этот вопрос. Напротив, он сталкивается с противоречием и осознанием враждебности именно революционной солдатской массы.

В стране разруха, транспортный коллапс, активная и беспощадная борьба с любым проявлением товарно-денежных отношений. А что делать простым людям? Чтобы выжить, они продают соль. Но власть не разрешает этого делать, и люди всеми правдами и неправдами нарушают закон, стремясь попасть на единственно возможный для них способ передвижения – военный эшелон.

Да, женщина солгала солдатам, что везет младенца. Но что ей было делать? Зло лжи, рожденное ей, не идет ни в какое сравнение с тем злом, которое творили солдаты, насилуя попутчиц. И не идет ни в какое сравнение со злом, которое совершил Никита Балмашев, убивший фактически ни за что несчастную женщину, предварительно сбросив ее с поезда. И мыслящий читатель, безусловно, понимает и принимает эту мысль автора. Врагом является не героиня, а герой изложения. А с учетом того, что Никита Балмашев олицетворяет собой всю солдатскую массу (это четко отмечает И.Э.Бабаель), то и вся армия рабочих и крестьян – это враги.

Жестокость и абсурдность эпохи

Много места в рассказе автор уделяет проблеме жестокости. Насилие над женщинами, взятыми для проезда, убийство героини из винтовки – это попытка автора достучаться до сердец читателей и создать отношение неприятия подобного (даже в переломные исторические эпохи).

Еще одна цель И.Э.Бабеля – продемонстрировать абсурдность и парадоксальность эпохи. С одной стороны, солдаты насилуют своих попутчиц, с другой, - тут же жалеют их, осознавая жестокость своих поступков. Абсурдность происходящего заключена и просматривающейся в солдатской среде тяге к родному дому, семьям, детям и женам. Но свою склонность к насилию они не ограничивают.

Тем самым автор хотел показать, что революция и гражданская война выжигает в душах людей все доброе и светлое, превращая их в животных. Изредка мыслящих и чувствующих, но животных.

Заключение

Что такое революция для Бабеля?

Зло!

Большое, даже огромное, зло, которое творится не только и не столько вождями, сколько руками простой солдатской массы, сознание которой отравлено революционными лозунгами борьбы с инакомыслием.

Представляется, что главной мыслью автора рассказа «Соль» была идея тотального и всеобщего одурманивания малообразованной массы российского народа идеями большевизма. Зомбирование людей приводило к тому, что они забывали о доброте, гуманности, человечности. Они руководствовались исключительно идеями преданности революционному делу и безоглядной верой в вождей мирового пролетариата и их непогрешимость. И для достижения «великих целей» Никита Балмашев был готов истребить всех врагов, невзирая ни на что.

Самое страшное, что подобным образом мыслили многие. Не зря И.Э.Бабель рукой Никиты Балмашева подписал письмо редактору – «За всех бойцов второго взвода». Так солдат революции Никита Балмашев стал собирательным образом, усредненным носителем революционного мышления и крайне ограниченного мировоззрения в условиях чрезвычайно динамичной эпохи неоправданного насилия и террора.

По писателю: Бабель Исаак