«Камыши», анализ стихотворения Бальмонта

Одной из самых ярких и запоминающихся фигур в русском символизме стал Константин Дмитриевич Бальмонт, чей поэтический мир отличается невероятным богатством, разнообразием и красотой. За последнее многие критики несправедливо обвиняли поэта, ошибочно считая, что за многообразием выразительных средств не кроется ничего глубокого. Однако красочные эпитеты и «красивости» всегда были направлены на донесение какой-либо мысли читателю. В период расцвета своего творчества Бальмонт все чаще экспериментирует с образами и стилями, создавая стихотворения, наполненные глубоким философским смыслом. В поэтический цикл «За пределы», который был опубликован автором в 1895 году, вошло стихотворение «Камыши». Здесь представлены широкие возможности метафоры и олицетворения. Бальмонт наделяет болотные растения эмоциями, разумом и чувствами, сравнивая их с людьми, которые точно так же страдают от одиночества, тоски и неразрешенных вопросов.

С первых строк произведения Константин Дмитриевич рисует мрачный и печальный пейзаж, который является отражением состояния его внутреннего мира. «Полночною порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» — так начинается стихотворение, погружая читателя в ночную тьму, исполненную тишины, которую изредка нарушают трепетания болотных растений. Вокруг болото, вязкая трясина, сырость, уныние и пустота, лишь только огоньки слабо мерцают вдалеке. С помощью аллитерации буквы «ш» читатель действительно может услышать слабый шорох камышей, едва слышный свист ветра, гуляющего над болотом, шорох ползущей змеи, что притаилась в камышах («в них жабы гнездятся, в них змеи свистят»). Внимание Бальмонта привлекают те самые огоньки, что «мелькают, мигают — и снова их нет». Он пытается понять, почему они то и дело мерцают в траве, куда вновь так стремительно пропадают.

Поэт смотрит на водную гладь болота и видит там отражения багрового месяца. Бальмонт сравнивает его с человеческим лицом: «В болоте дрожит умирающий лик, то месяц багровый печально поник». Именно ему камыши задают свой вопрос: «Кого? Для чего?», «Зачем огоньки между нами горят?», но ответа не получают. Печальный месяц «все ниже склоняет свой лик», безмолвно поникнув, ведь он и сам не знает ответа на вопрос, который мучит лирического героя, «одетого» в болотные растения. Будущее рисуется для него печальным, а жизнь — лишенной высокого смысла, взгляд на топь рождает в нем ощущение безысходности и тесноты («трясина заманит, сожмет, засосет»). Немногим людям дается возможность осмыслить великие идеи, попытаться найти ответ на самые важные вопросы — об истине, о смысле, потому они лишь повторяют «вздох погибшей души, тоскливо, бесшумно, шуршат». В этом выражен юношеский поры Бальмонта, ведь тот больше всего хотел изменить окружающий его мир, сделать жизнь людей лучше, не зря ведь он был активным участником революционного движения.

Поэт в стихотворении «Камыши» широко применяет аллитерацию, которая призвана создать определенное настроение, атмосферу, звуковой образ окружающего мира. В шестой строфе используется звукопись буков «з» и «ж», что придает мистичности, зловещей таинственности шепоту трясины, из которой нельзя выбраться. Благодаря ассонансам создается впечатление музыкальности, напевности и некоторой монотонности, что соответствует созданной атмосфере. Метафора же, как средство художественной выразительности, есть основа всего стихотворения. «Камыши» содержат в себе девять строф, которые состоят из двух строчек. Они связаны между собой последовательной полной рифмой. Размер стихотворения — четырехстопный амфибрахий. Композиция кольцевая, поскольку открывает произведение и замыкает его один и тот же мотив.

По произведению: 

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич