«Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта

История создания

Стихотворение «Белладонна» Бальмонт написал в 1899 г. Оно вошло в цикл «Ангелы опальные» и было опубликовано в 1900 г. в сборнике «Горящие здания». Поэт находился на пике популярности.

Белладонна – ядовитое растение, которое в переводе с итальянского означает «красивая женщина». Дамы издавна закапывали глаза соком белладонны, чтобы они блестели. По-русски растение называется «красавка», то есть слово является точным переводом итальянского названия. Конечно, Бальмонт не мог заменить поэтическую белладонну простой красавкой.

Белладонна коварна, вызывает сильнейшие отравления, способные привести к остановке дыхания и смерти. В древности считалось, что белладонна становилась причиной безумия.

Исследователи утверждают, что стихотворение обращено к Мирре Лохвицкой, в которую поэт был влюблён. Их страсть была желанна и тягостна для обоих, потому что каждый был обременён семьёй. Мирра так и не решилась бросить мужа и пятерых детей. Стихи, обращённые друг к другу, были отдушиной для обоих поэтов.

Литературное направление и жанр

Бальмонт как поэт-символист создаёт образ губительной любви, символом которой становится цветок белладонны, распускающийся ночью. Возможно, на Бальмонта повлияло описание ближайшего родственника белладонны, ещё более ядовитого дурмана, большие белые трубчатые цветы которого, в отличие от маленьких фиолетовых цветочков белладонны, вечером распространяют ядовитый, но прекрасный аромат.

Стихотворение относится к жанру любовной лирики, но не лишено философских рассуждений.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение стоит из трёх строф, состоящих из восьми стихов. В первом лирический герой рассуждает о том, в чём счастье утомлённой души. Он приходит к выводу, что счастье в том, чтобы жить внутренней жизнью, не тратясь на окружающий мир. Во второй строфе лирический герой обращается к образу ядовитого цветка. Она так же действует ночью, как и уставшая душа. Её действия незаметны, «ласковы», но она убивает.

Третья строфа разъясняет сопоставление утомлённой души с белладонной. Лирический герой обращается к возлюбленной, рассуждая, кто из них погубит другого, а кто станет жертвой коварства. Этот вопрос не был праздным: в 1890 году Бальмонт выбросился из окна после неудачного первого брака. Склонность к самобичеванию и даже самоубийству оставалась у него и позже.

Тема стихотворения – любовь, которая становится болью, причиной несчастий и даже смерти. Основная мысль может быть заключена в цитате из стихотворения: «Радости нет без печали». Мир амбивалентен, сочетает в себе противоположности. Любовь включает в себя и радость, и печаль.

Тропы и образы

В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.

Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.

Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.

Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами - змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.

Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.

В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» - «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.

Размер и рифмовка

Стихотворение сложно ритмически организовано. Восьмистишья имеют оригинальную рифмовку: АбАбВВВб. Женская рифма чередуется с мужской, а перекрёстная рифмовка – с парной и кольцевой. Ритмический рисунок тоже непрост. Трёхсложный дактиль чередуется с двухсложным во втором и последнем стихах.

По произведению: 

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич