«Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта

История создания

Стихотворение «Зачарованный грот» Бальмонта вошло в одноимённый цикл, который, в свою очередь, стал частью поэтического сборника «Будем как солнце». Сборник выдержал несколько изданий, первое в 1903 г. В него включены стихотворения 1901-1902 гг.

Именно стихотворения цикла «Зачарованный грот» подверглись цензуре. Десять были изъяты как «эротичные, крайне циничные и даже кощунственные». Но стихотворение «Зачарованный грот» к таким не относится, если не принимать во внимание фрейдистскую трактовку его названия.

Исследователи считают, что цикл «Зачарованный грот» посвящён поэтессе Мирре Лохвицкой, хотя и не имеет официального посвящения.

Роман Бальмонта и Лохвицкой длился 7 лет, до самой её смерти от туберкулёза в 1905 г. Это был своеобразный роман в стихах, перекличка чувств, мотивов, даже сюжетов и имён. Оба позволяли себе в стихах ту эротику, которой были лишены в реальной жизни. Мирру Лохвицкую называли русской Сафо за чувственность её поэзии.

О силе чувств между поэтами можно судить по тому, что Бальмонт назвал Миррой собственную дочь, родившуюся через год после смерти Лохвицкой.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Бальмонта «Зачарованный грот» - образец символистской лирики. Сон – важнейший мотив творчества Бальмонта. В контексте данного стихотворения сон – состояние человека при жизни. Эта трактовка близка идее пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон». Барочное переплетение яви и сна, сближение сна и смерти как противоположностей свойственно также поэзии символистов.

Стихотворение относится к жанру философской лирики, хотя и к интимной лирике его можно причислить по многим признакам. В стихотворении есть указание на начальный этап отношений с возлюбленной – стадию влюблённости, не омрачённую никакими сомнениями. Философские рассуждения при кажущейся простоте формы стихотворения посвящены важнейшим жизненным ценностям.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строк и 6 предложений, из 3 двустиший. Бальмонт выбирает для выражения мысли синтаксис недосказанности и двусмысленностей. Пять сложных предложений бессоюзные, то есть о связи их частей можно судить только по тире между ними. Из 11 простых предложений, использованных в составе сложных, 8 неполных или односоставных. Повторяющееся трижды предложение «хорошо мне» одновременно и односоставное, и неполное.

Такая структура стихотворения могла бы позволить трактовать его смысл по-разному. Тогда тема любви раскрывалась бы в противоположных идеях. Первая предполагаемая идея состоит в том, что проходящая жизнь подобна вечному сну. Это позволяет человеку получить удовольствие от жизни. Он прячется в жизни-сне от трудностей и проблем, которые приходя вместе с обстоятельствами. Любовь тоже требует от человека принятия решений, действий, но отношение к жизни как вечному сну позволяет пренебречь своими обязанностями и просто наслаждаться новыми отношениями. Настроение стихотворения умиротворённое и восторженное, что соответствует этой трактовке идеи.

Но синтаксис позволяет воспринять первое предложение как противопоставление жизни и смерти (сна). Тогда влюблённость героя символизирует победу жизни над смертью, а стихотворение становится гимном животворной любви. Наконец, при любой трактовке важна мысль, что только любящий счастлив.

Тропы и образы

Поэту Бальмонту удавалось мастерски пользоваться повторами. Предложение «хорошо мне» повторяется трижды, с внутренним повтором в третьем случае. Оно противопоставлено дважды повторяющемуся предложению «жизнь проходит». Поэт находит то, что помогает преодолеть страх быстротечной жизни. Он бежит в любовь и в поэзию.

Тропы в стихотворении редкость. Общеязыковые метафоры «жизнь проходит, сказка – нет» утратили поэтическую образность. В стихотворении важен символизм. Образы жизни, сна и сказки трактуются по-разному. Для Брюсова имеет значение их эмоциональная наполненность. Жизнь и сон – символы чего-то, что тревожит поэта, пытающегося убежать от трудностей. Сказка, влюблённость, поэзия – символы счастья вопреки обстоятельствам, гедонизма.

Метафора «Душен мир, - в душе свежо» противопоставляет внешнее и внутреннее. Для романтически настроенного поэта имеет значение только то, что происходит в душе, а свежесть душе дарит влюблённость.

Название стихотворения повторяет название всего цикла. Зачарованный грот - символ многозначный. Он символизирует и женское начало, и сокровенную душу, и смерть. и сон.

Размер и рифмовка

Двустишия в стихотворении соединены парной рифмовкой с мужской рифмой. Стихотворение написано четырёхстопным хореем и звучит как выкрики бегущего и размахивающего руками влюблённого. Поэт поймал и остановил мгновение. Такие импрессионистские мотивы характерны для творчества Бальмонта этого периода.

По произведению: 

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич