«Сольвейг», анализ стихотворения Блока

Русские поэты Серебряного века часто писали друг другу посвящения. Не стал исключением и поэт-символист Александр Александрович Блок. Он адресовал свои стихотворения «коллегам по цеху»: Андрею Белому, Вячеславу Иванову, Зинаиде Гиппиус, Сергею Городецкому.

Сергей Городецкий, в начале творческой карьеры еще испытывавший влияние своих товарищей - «старших» символистов, со временем нашел свой стиль. Например, он использовал в своих стихах мотивы языческой славянской мифологии и первобытных сил, которые проявлялись в связи с природой. Он даже свою дочь назвал древним славянским именем - Рогнеда.

А Блок, словно поддразнивая друга в его славянских увлечениях, в 1906 году посвящает ему стихотворение под названием «Сольвейг».  Сказалось увлечение самого Блока творчеством зарубежных драматургов, в частности норвежского писателя Генрика Ибсена, автора пьесы «Пер Гюнт», героиней которой и была прекрасная девушка по имени Сольвейг.

После цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в некоторой степени мрачного и пуританского, Блок пишет несколько стихотворений о весне, самым известным из которых является «О, весна без конца и без краю», созданное в 1907 году. «Сольвейг» - тоже о весне.

Это стихотворение по-символистски многозначно, содержит несколько смысловых пластов.

Название произведения не случайно носит имя героини драмы Ибсена. Образ Сольвейг становится центральным образом произведения Блока, но в нескольких ипостасях. Сначала это героиня пьесы (что явственно видно из эпиграфа), далее перед взором читателя возникает девушка-невеста, воплощающая на символическом уровне саму весну.

Лирический герой, живущий в «бедной и темной избушке» своей «много дней, меж камней, без огней», воспринимает появление юной девы не только как приход весны, но и как появление вдохновения. Правда, вдохновение пока проявляется в той силе, с которой он крушит топором стволы старых сосен.

Стихотворение входит в цикл «Распутья», само название которого говорит о поиске нового пути. Блок уже отошел от образа Прекрасной Дамы, преследовавшей его долгих четыре года. Героиня предыдущего цикла больше напоминает «то ли девушку, а то ли виденье». Она лишена плоти, аморфна и больше схожа со Святым Духом.

Появившаяся в самом начале стихотворения Сольвейг полна жизни. У нее «веселый зеленый глаз», который сверкнул и заставил героя-затворника широко размахнуться топором, чтобы срубить «вековую сосну», ведь эти раскидистые деревья долго закрывали своими кронами синеву неба. Теперь же герою хочется, чтобы над его новой избой сиял «небосвод голубой».

Сосна носит также символический характер в стихотворении. Она долгое время была предметом поклонения поэта, потому что «распростерла красу» над ним. Ему приходилось «петь молитвы» ей, но это состояние больше напоминало сон. С приходом Сольвейг «зимний сон разнесло», и в лесу «загудела весна». Девушка становится символом стихийной жизненной силы всего земного, что выражается традиционными эпитетами: весна - зеленая, а Сольвейг - весенняя.

Свои чувства герой не скрывает, что подчеркнуто автором даже на уровне пунктуации: в каждом двустишии или трехстишии стихотворения есть как минимум один восклицательный знак, а то и два, и три. Эмоция выражена и в фоносемантике стихотворения: в последнем двустишии повторение звука [э] в каждом слове (пЕсня, зЕлёной, вЕсны) вызывает ассоциацию с зеленым цветом и оттеняет звучание имени героини - Сольвейг. Так имя героини вновь вызывает у читателя ассоциацию с весной, зеленью, жизнью.

Имя «Сольвейг» с норвежского дословно обозначает «путь света», поэтому героиня драмы Генрика Ибсена, пронеся через всю жизнь любовь к главному герою Пер Гюнту, стала воплощением извечной мечты каждого мужчины о женской верности.

Для русского человека начало жизни неизменно связано с приходом весны, с пробуждением всего живого от зимней спячки. Так и герой Блока, долгое время находившийся в «зимнем сне», пробуждается с приходом Сольвейг, от появления которой не только «стало светло», но и «весна загудела в лесу».

Теперь «радостный взор» героя устремлен на героиню «в упор», и в нем пробуждается и жажда жизни, и желание вступить в борьбу с темными силами, воплощением которых, как ни странно, становятся «вековые сосны». Эти перемены в душе героя на символическом уровне соотносятся со сменой времен года. Сольвейг же появляется не с приходом весны - она и есть сама весна, поэтому герой называет ее «невестой-весной».

По произведению: 

По писателю: Блок Александр Александрович