«Кабала святош», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

События происходят во второй половине 17 в. во Франции во времена Людовика 14.

Действие первое

В театре Пале-Рояль идёт спектакль, на который приглашён король Франции. Зал аплодирует вслед за Людовиком. Мольер экспромтом говорит хвалебную стихотворную речь Людовику, он счастлив, что играет для короля.

Мольер бросается на своего слугу и тушильщика свечей Бутона, обвиняя его в том, что он плохо закрепил свечку в люстре. Другие актёры растаскивают дерущихся, но Мольер рвёт Бутону кафтан.

Бутон объясняет, что Мольер сам повалил свечку палашом. Мольер смущён, отдаёт Бутону свой кафтан, а тот берёт к нему подходящие штаны, да ещё и прихватывает «две серебряные монеты незначительного достоинства».

Мольер пытается выяснить у шарлатана, как он играет на клавесине, не прикасаясь к нему руками, но не находит скрытую пружину.

Лагранж, которого все в труппе называют Регистр, разговаривает с 17-летней Армандой Бежар, сестрой Мадлены. Лагранж, желая спасти девушку, уговаривает Арманду не выходить за Мольера. Лагранж пытается «противостоять греху», он готов даже убить Арманду, вынимает шпагу. Девушка признаётся, что состоит с Мольером в связи, и шепчет Лагранжу на ухо нечто такое, что он отступается.

Арманда на ушко признаётся в чём-то Мольеру. Актёр требует, чтобы Арманда на распятии поклялась, что любит его. Мольер собирается обвенчаться с Армандой, жить с ней ещё один век, сделать её великой актрисой. Они договариваются о свидании ночью у боковой двери театра.

Приходит Одноглазый, Капитан Компании Чёрных Мушкетёров д’Орсиньи по прозвищу Помолись. Он вставляет это слово после каждой фразы, что звучит как угроза. Одноглазый вручает Мольеру плату за место короля в театре – 30 су. Когда Мольер целует деньги, Одноглазый отдаёт ему ещё 5 тысяч ливров за стихотворение в честь короля. Мольер оставляет себе 500, а остальное делит поровну между актёрами.

Мольер сообщает Мадлене Бежар, что хочет жениться на её сестре Арманде. Мадлена напоминает Мольеру о том, как 20 лет назад носила ему в тюрьму еду, как все 20 лет ухаживала за ним. Она уговаривает Мольера не оставлять её, обещая ему спокойную семейную жизнь в старости.

Мольер открывает Мадлене, что должен жениться на Арманде. Мадлена отступает, но объявляет, что уходит из труппы, не хочет больше видеться с Мольером и просит не говорить об их связи Арманде.

Мадлена созналась в своей тайне только Лагранжу, но не Мольеру. Лагранж гордится её доверием. Он записывает в книге летописи театра эту страшную тайну: Арманда не сестра, а дочь Мадлены.

Когда все уходят, из клавесина выходит 15-летний Захария Муаррон. Мольер, который как раз вводит Арманду, понимает, кто играл на клавесине.

Действие второе

Маркиз де Лессак играет с Людовиком в карты и выигрывает. Одноглазый уличает де Лессака в том, что карты краплёные. Король сажает маркиза в тюрьму на месяц, но отдаёт ему весь выигрыш.

Людовику за обедом архиепископ Шаррон представляет бродячего проповедника отца Варфоломея. Тот от имени всего христианского мира требует, чтобы Людовик сжёг антихриста – Жана-Батиста Мольера - вместе с его богомерзким творением «Тартюф». Людовик приказывает посадить Варфоломея на 3 месяца в тюрьму.

Король говорит с архиепископом наедине и выясняет, что тот разделяет мнение Варфоломея и считает Мольера сатаной. Людовик обещает заступиться за религию, но хочет попробовать исправить дерзкого талантливого актёра, чтобы он служил к славе царствования.

Царь велит отпустить Варфоломея через 3 дня, но сделать ему внушение, чтобы он не произносил при короле слово «требует».

Входит Мольер, он постарел, лицо серое и больное. Людовик предлагает ему поужинать с ним, но Мольер не может принять такой чести. Людовик спрашивает о своём крестнике, но Мольер сообщает, что и второй его ребёнок умер.

Людовик предостерегает Мольера от неосторожных слов по отношению к духовным лицам, убеждается, что Мольер не безбожник, и разрешает к постановке Тартюфа. В знак особой милости Людовик позволяет Мольеру стелить себе постель. Король засыпает, и весь дворец погружается в сон.

Тем временем в квартире Мольера Муаррон, 22-летний красавец, играет на клавесине. После того как Мольер, найдя мальчика в клавесине, усыновил его, Муаррон стал знаменитым актёром, которому рукоплещет весь Париж. Арманда влюблена в него. Муаррон соблазняет её. С рынка возвращается Бутон и обо всём узнаёт, подслушав под дверью. Мольер возвращается домой и тоже обо всём догадывается, ударяет Муаррона и выгоняет его из дома. Муаррон грозит Мольеру, что владеет его тайной.

Арманда и Бутон убеждают Мольера в том, что измены не было, что Арманда с Муарроном репетировали Психею. Арманда упрекает Мольера в том, что он выгнал Муаррона. Мольер соглашается вернуть приёмного сына на следующий день.

Действие третье

Муаррон приходит к членам Кабалы Священного писания, чтобы сделать донос. Он рассказывает, как слышал, сидя в клавесине много лет назад, что Мольер женился не на сестре, а на дочери Мадлены Бежар.

Незнакомка вводит Одноглазого с завязанными глазами. Он собирается обороняться, но члены Кабалы уверяют его, что здесь обожатели короля. Они объясняют Одноглазому, что над ним при дворе смеются. В «Тартюфе» Мольер, «комедиант-безбожник», смеётся над религией и её служителями, а в «Дон Жуане» вывел в качестве героя Одноглазого. Одноглазый не пожелал ознакомиться с текстом пьесы. Незнакомка уводит его, завязав глаза. Заседание Кабалы Священного писания закрывается.

Арманда и Лагранж приводят седую и больную Мадлену в исповедальню архиепископа в соборе. Шаррон запугивает Мадлену страшными муками после смерти, и она признаётся, что жила с двумя мужчинами и прижила Арманду, но не знает, от кого. Когда Мадлена привезла её в Париж и выдала за сестру, один из мужчин сошёлся с Армандой. Мадлена ничего не сказала ему, чтобы не сделать несчастным и его. Из-за неё он, быть может, совершил страшный грех. Архиепископ отпускает грех Мадлене и зовёт в исповедальню Арманду, чтобы открыть ей, что Мадлена – её мать. Шаррон приказывает женщине бежать от мужа.

В приёмной короля Шаррон докладывает Людовику о преступлении Мольера. Людовик вызывает Муаррона, сообщает, что донос подтверждён следствием, и предлагает денег. Муаррон плачет, подавлен и просится в театр. Но Людовик предлагает ему службу в сыскной полиции.

Людовик вызывает Мольера. Лагранж приводит Мольера, одежда которого в беспорядке. Мэтр оправдывается тем, что с ним случился сердечный припадок. Причиной этому несчастье. Скончалась Мадлена Бежар, а Арманда бежала из дома и оставила безумную записку.

Людовик обвиняет Мольера в преступлении и безбожии, лишает мэтра своего покровительства и разрешает играть только в Пале-Рояле смешные комедии, чтобы труппа не умерла с голоду. Людовик объясняет своё решение тем, что скандальная женитьба Мольера бросила тень на королевское имя. Для Мольера такой приговор – бедствие хуже плахи.

Людовик уходит, входит удовлетворённый Шаррон. Мольер понимает, что всё произошедшее – месть за «Тартюфа».

Одноглазый провоцирует Мольера, и тот вызывает его. Шаррон делает вид, что возмущён их поведением в королевской приёмной. Лагранж советует Мольеру бросить шпагу, что тот и делает. Одноглазый не колет безоружного. Мольер объясняет, что не знает его, видел два раза в жизни. Одноглазый обещает убить Мольера после первого же спектакля. Мольер равнодушен к угрозе.

Архиепископ сердится на Одноглазого, что тот не убил Мольера, и плюёт в него. Одноглазый плюёт в ответ. Сцену оплёвывания некоторое время наблюдает Людовик, которого привёл Справедливый сапожник, затем уходит.

Действие четвёртое

Мольер дома в домашней одежде с Лагранжем и Бутоном. Приходит Муаррон, которого пытается сначала заколоть, а потом задушить Лагранж. Приёмный сын становится перед Мольером на колени. Он пришёл не просить прощения у драгоценного учителя, а успокоить его, рассказав, что после полуночи повесится под окнами Мольера.

Мольер прощает Муаррона и приглашает его в свой дом и в труппу. Мольер рассказывает, что архиепископ руками Одноглазого хочет его зарезать. Муаррон с Лагранжем берутся охранять мэтра.

Мольер называет короля Франции тираном, золотым идолом с изумрудными глазами, которому он всю жизнь лизал шпоры, а идол его всё равно раздавил. Бутон боится быть повешенным рядом с Мольером.

Мольер рассказывает Бутону о разговоре с королём, приукрашивая собственные слова, утверждает в конце: «Ненавижу королевскую тиранию».

Мольер упрекает покойную Мадлену в том, что она не сказала ему всей правды. Он начинает заговариваться, просит показать Бутона кафтан, который разорвал 10 лет назад. Бутон укладывает Мольера под одеяло.

Идёт спектакль в Пале-Рояле. Зал полон безбилетными мушкетёрами, они убили привратника. Мольер играет мнимого больного. Бутон просит его не доигрывать спектакль и бежать. Актёры совместно принимают решение, что Мольер доиграет последнюю картину, после чего его спустят в люк. Он просидит там до утра, а на рассвете покинет Париж.

Актёры играют спектакль. Мольер вдруг падает. Внезапно в уборной появляется монашка и сгребает все костюмы Мольера, якобы для стирки.

Лагранж объявляет, что спектакль не может быть окончен. Одноглазый требует вернуть деньги. Муаррон собирается с ним драться, но Одноглазый, посмотрев на упавшего Мольера, вкладывает шпагу в ножны.

Зрителей просят разъехаться. Лагранж записывает в книге, что 17 февраля Мольер умер, исполняя роль мнимого больного. Причиной смерти стала немилость короля и чёрная Кабала.

По произведению: 

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич