«Дни Турбиных», анализ пьесы Булгакова

Краткая историческая справка

Пьеса «Дни Турбиных» - это инсценированная версия романа писателя «Белая гвардия», написанная в 1925-ом году по заказу руководства Художественного театра. Хронологически события романа шире, чем в пьесе. Основные идеи романа и его герои остались в неприкосновенности. Пьеса подвергалась многочисленным переработкам и в оригинальном виде увидела свет в середине августа 1925-го года.

Основные идейные посылы пьесы «Дни Турбиных»

Пьесу «Дни Турбиных» следует рассматривать исключительно в контексте идеологии и исторических реалий эпохи. Победившая социалистическая революция, строительство основ социалистического общества, политическое и идейное господство однопартийной системы, борьба в ВКП(б) за власть после смерти В.И.Ленина фактически предопределили генеральные мировоззренческие посылы автора. Особенно вопрос об обреченности белогвардейского движения, стремящегося к возвращению старого общественного строя, имевшего место быть в России до событий 1917-го года.

Обреченность белого движения

Все герои пьесы «Дни Турбиных» разделились на два противоборствующих лагеря с диаметрально противоположными взглядами на системный вопрос - «прошлое-будущее» России.

Для одних впереди крах, декаданс, кризис, катастрофа, слом старого мира, для других – уверенность в скором рождении принципиально новой России

Интеллигенция и революция

Отношение русской интеллигенции к социальным потрясениям начала XX века – еще одна мысль М.А.Булгакова. Судьба мыслящей половины русского общества в условиях дикости и варварства революции – это приземленное желание сохранить свой дом и образ жизни, нормальный быт, противостоять наступившему хаосу.

Именно порядок в доме Турбиных, с одной стороны, и творящийся за его пределами хаос (социальный, политический, экономический, культурный), с другой, - противопоставляются друг другу. Это создает у зрителя ощущение тяги к порядку. (Кстати, это весьма смелая мысль автора, которую он посмел выразить, применяя принципы «эзопова языка»).

Трагедия Алексея Турбина

Одной из генеральных идей пьесы является трагедия одного из членов семьи Турбиных – Алексея. Именно трагедия, которая заключалась в том, что герой оказался обманут царистским режимом, который противопоставлял себя народу.

Осознавая свое заблуждение, Алексей Турбин погибает под петлюровскими пулями. Но смерть его не носит характера обреченности: герой понимает, что заблуждался, но удовлетворен тем, что понял свое заблуждение. Смерть Алексея через познание истины – вот сложный психолого-идеологический механизм, которых применил Михаил Афанасьевич в своей пьесе.

Заключение

Несмотря на типично конъюнктурный характер произведения М.А.Булгакова, отраженный в восхвалении нового строя, в пьесе есть общечеловеческие моменты, общечеловеческие принципы. Судьбы офицеров белого движения, русской интеллигенции, которые выбирают свой дальнейший путь, - это не что иное, как осознание человеком своей собственной свободы. Свободы выбора!

Герои пьесы «Дни Турбиных» имеет право выбирать: эмигрировать или оставаться в стране; мыслить по-новому или продолжать быть ретроградом. Для кого-то новый строй и новое мышление – это начало новой жизни, для кого-то – это финал существования и крах! Но пока человек имеет возможность выбора – он свободен!

И это главная мысль М.А.Булгакова, которую невозможно скрыть под слоем идеологического налета, связанного с восхвалением большевизма и принципов нового общественного порядка, устоявшегося в России после революционных событий 1917 года.

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич