«Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина

История создания

Стихотворение «Перед закатом набежало» было написано Буниным в 1902 г. и напечатано в журнале «Мир Божий» № 8 за 1902 г. Первоначально стихотворение имело заголовок «Первая любовь».

Литературное направление и жанр

Реалист Бунин умудрялся создавать такие поэтические пейзажи, которые позволяют увидеть картины природы, услышать звуки, пережить чувство прекрасного. Стихотворение «Перед закатом набежало» относится к жанру пейзажной лирики, хотя в последней строфе речь идёт о первой любви. Но в этом стихотворении, вопреки традиции, не природа становится фоном любви, а любовь гармонически вплетается в природу, становится её частью. Недаром же Бунин снял заголовок, сместив акцент с человека на природу.

Некоторые исследователи относят стихотворение к жанру элегии, исходя из ноток лёгкой грусти, горечи, вызванных воспоминаниями о прошлой любви, которой не дано вернуться.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Первая строфа рисует состояние природы перед дождем. Указывается, в какое время суток пошёл дождь (перед закатом).

Вторая строфа описывает летний дождь. В третьей строфе перед мысленным взором лирического героя проносится целая череда виденных им дождей. Герой рассуждает о том, какое ливни производят на него впечатление. Последняя строфа – ассоциативное воспоминание об одном из таких дождей, когда лирический герой и его возлюбленная безуспешно прятались от ливня в лесу.

В целом композиция своей внезапностью напоминает стихию вдруг налетевшего летнего дождя. Основная особенность бунинской пейзажной зарисовки – динамизм, быстрая смена картинок, причём воображение лирического героя позволяет путешествовать как в прошлое, так и в будущее.

Тема стихотворения – летний дождь.

Основная мысль: молодой человек счастлив, когда влюблён, он ощущает себя частью природы, все её проявления радостны для него, даже дождь.

Тропы и образы

Стихотворение Бунина «Перед закатом набежало» нужно увидеть внутренним зрением, иначе его яркие образы останутся пустыми словами. Облако над лесом закрыло закатное солнце. Но, когда оно вышло из-за тучи, появилась радуга. Бунин описывает пейзаж первой строфы с помощью динамичных метафор: облако набежало, радуга упала, всё засверкало. Он избегает замедляющих повествование эпитетов. В этой строфе буйство света и цвета.

Во второй строфе Бунин даёт всестороннюю характеристику летнего дождя с помощью эпитетов стеклянный, редкий и ядрёный. Олицетворение «с весёлым шорохом спеша», включающее в себя эпитет, создаёт настроение, которое от дождя передаётся лирическому герою. Одушевлённому дождю внимает затихший, дышащий прохладою (олицетворение) лес. Инверсия с постоянным эпитетом лес зелёный превращает образ леса и дождя в фольклорный, песенный.

Третья строфа динамична за счёт синтаксиса. Односоставные (без сказуемых) и неполные предложения передают не только быструю смену летней погоды, но и лихорадочно скачущие мысли лирического героя.

После многоточия лирический герой вспоминает прошлые ливни золотые (инверсия и эпитет, обозначающий не столько цвет, сколько эмоции, связанные с ливнем). Противопоставление испуга и радости, соединение их в одном образе ливня вызывает у лирического героя приятные эмоции, воспоминания. В третьей строфе появляются двое, обозначенные местоимением «нас».

Динамизм последней строфы ещё усиливается. Глаголы, описывающие события прошлого (возможно, далёкого), употреблены в будущем времени (добежим – стихнет). Зато дальше у лирического героя кончаются слова для выражения эмоций. Он только может назывными предложениями обозначить то, на что падает его счастливый взгляд: росистый куст, взор, счастливый и блестящий, холодок покорных уст (эпитеты с инверсией во втором случае). Читатель и сам догадывается, какие действия производят влюблённые в чаще под росистым кустом. Эмоции, переполняющие лирического героя и в прошлом, и теперь, когда он вспоминает тот дождь, выражены междометиями и восклицательными предложениями.

Звуки природы помогает воссоздать звукопись. Повторение гласного а в первой строфе передаёт открытость души лирического героя навстречу природе, звуки дождя во второй строфе рисуются согласными ш и ж.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Бунин Иван