«Далекое», анализ рассказа Бунина

Постоянное воскрешение прошлого в себе — это ведущий мотив всего творчества Бунина. Все произведения, созданные писателем в период эмиграции, музыкальны, лиричны и предельно эмоциональны, потому что будучи оторванным от своих корней, Бунин острее чувствовал все русское. Само название рассказа «Далекое» свидетельствует о том, что речь пойдет об утраченном времени.

«Давным-давно, тысячу лет тому назад»... Именно так начинается этот небольшой, почти бесфабульный рассказ с размытым, неопределенным названием. В нем нет ярких красок и напряженного драматизма, он весь — выхваченная из глубин памяти странная ассоциация между утраченной юностью, беззаботным временем и образом некого Ивана Ивановича, соседа рассказчика.

Первоначально читатель, знакомясь с Иваном Ивановичем, невольно попадает под власть стереотипов. Иван Иванович, «что-то делающий, зачем-то живущий на свете» полностью соответствует лучшим традициям изображения маленького человека. Ведь и правда, живет Иван Иванович, обратим внимание на нейтральное имя персонажа, в «Северном полюсе», год от года ничего не меняется в его жизни, он вежлив и не претендует на признание его личности соседями, и когда он начинает «оживать» под влиянием князя, заселившегося рядом, кажется, что вот оно, преклонение перед чином и титулом.

На самом же деле, для Бунина очень важно зафиксировать неостановимые, необратимые процессы духовного развития. Его Иван Иванович неосознанно видит в князе некий стимул, чтобы жить, потому что жизнь истинная — это жизнь души, а не тела. Писатель показывает нам жажду духовного подъема и тщетность мечты о нем. Читателю виден расцвет и угасание внутренней жизни. «Сбылась ли эта мечта и чем вообще кончился порыв Ивана Иваныча к новой жизни, право, не знаю. Думаю, что кончился он, как и большинство наших порывов, неважно, но, повторяю, ничего определенного сказать не могу.»

Ярко и многогранно звучит в рассказе тема человеческой утраты, разрыва между исходными побуждениями, надеждами и реальными свершениями. Параллельно с образом Ивана Ивановича рисуется образ Москвы: «Ах, как хороши они были, боже мой! — потом по пахучей от всякой москатели Ильинке, где уже была вечерняя тень, потом по Покровке, уже осеняемой звоном и гулом колоколов, благословляющих счастливо кончившийся суетный день...»

Сама жизнь, как кажется, есть Москва, в ней столько поэзии и очарования, каждая мелочь, каждый ее вздох дороги рассказчику. И параллельное развитие образов здесь отнюдь не случайно. Как князь был для Ивана Ивановича той опорой, ради которой стоит попытаться жить, так и воспоминания о той далекой московской весне служат стимулом для рассказчика.

Противоречивые нотки слышны в последних строчках, обращенных в никуда:

— Милый князь, милый Иван Иваныч, где-то гниют теперь ваши кости? И где наши общие глупые надежды и радости, наша далекая московская весна?

В них нежная ностальгия и боль, так умело спрятанная в каждой строчке небольшой лирической зарисовки под названием «Далекое», вырываются на свободу.

По писателю: Бунин Иван