«Падение», краткое содержание повести Камю

В амстердамском баре «Мехико-Сити» бывший адвокат Жан-Батист Кламанс предлагает неизвестному посетителю помочь заказать джин у кабатчика, говорящего только по-голландски. По словам героя, хозяин питейного заведения – человек недоверчивый, в силу того, что он не понимает, о чём говорят окружающие. В отличие от угрюмого кабатчика Кламанс позиционирует себя человеком крайне общительным и легко сходящимся с людьми. Описывая себя, Жан-Батист Кламанс подчёркивает двойственность своей натуры и говорит, что его единственной верной чертой является знание того, что у него ничего нет. В менталитете голландцев герой также обнаруживает знакомую ему двойственность, а столицу страны – Амстердам – он сравнивает с кругами буржуазного ада.

Провожая собеседника до гостиницы, Кламанс проводит его по району местных жриц любви и пытается объяснить, что означает его профессия «судья на покаянии». В былые времена он был парижским адвокатом, в начале защищал права вдов и сирот, потом – убийц. От работы Кламанс получал истинное наслаждение. Со временем эта черта развилась у него до волнующего ликования от любой помощи людям. Своей профессией адвоката он был доволен ровно так же, как и всей жизнью, принимаемой во всей её полноте и простоте. Кламансу нравилось и работать, и заниматься спортом, и любить женщин, и приобщаться к искусству. При этом он чётко осознавал, что самое естественное в человеческой жизни – это ни к чему не обязывающее сочувствие, в то время как дружба и любовь родных представлялись ему отношениями разрушающими человека, подталкивающими его к самоубийству. Ценность друзей и любимых Кламанс определял через смерть, поскольку она освобождает человека и позволяет выражать почтение к усопшим в свободное от работы и вечеринок время. Как-то раз герой услышал на вечерних парижских набережных «славный, естественный смех» и своя собственная улыбка показалась ему фальшивой.

Прогуливаясь вдоль амстердамских каналов, Кламанс рассказывает о том, что после злополучного вечера он стал проявлять себя с истинной стороны – в жестах, в словах. Начинается дождь. Герой вспоминает случай с мотоциклистом, ударившим его по уху, и признаётся, что в тот момент он понял, что не так и хорош, каким всегда себе казался. Кламанс рассказывает о том, что любил всех женщин, но по-настоящему любил только самого себя. В любви он искал лишь чувственного наслаждения и убеждения, что у него есть власть над представительницами противоположного пола. Дождь прекращается. Кламанс просит собеседника проводить его до дому и рассказывает, как стал свидетелем самоубийства молодой женщины. Об увиденном герой никому не сообщил.

На следующий день Кламанс с соотечественником едут на остров Маркен. Монолог персонажа продолжается. Он рассказывает о том, что в какой-то момент понял: друзей у него нет. Мало того – у него есть враги, причём из числа тех, с кем он даже близко не знаком. Это открытие удивляет Кламанса, ведь он привык считать, что все вокруг его любят. Поняв, что весь мир смеётся над ним, герой осознал двуликость своей натуры и определил, что главное руководящее им чувство – это презрение к людям. Не воспринимая мир всерьёз, Кламанс тяжело вписывается в современное ему общество. Мысли о смерти подталкивают героя к желанию признаться в своей лжи. Он начинает намеренно провоцировать окружающих на своё осуждение. Когда мир отворачивается от него, Кламанас начинает искать приют у женщин. Он жаждет истинной любви, но, не играя с возлюбленными, он перестаёт быть им интересен. Он обращается к целомудрию, но долго не выдерживает. Он погружается в разврат, но со временем устаёт и от него. Количество клиентов уменьшается. Кламанс решается заточить себя в «каменный мешок», наложив на себя бремя вины. По мнению героя, в настоящее время большинство людей отошли от христианских добродетелей и не прощают, а судят во имя Бога.

Страдающий малярийной лихорадкой Кламанс встречается с собеседником у себя в комнате. Он рассказывает, как во время Второй Мировой чуть не примкнул к французскому Сопротивлению, но потом передумал. В Северной Африке его по ошибке арестовывают и отправляют в концлагерь в Триполи. Там по велению сумасшедшего он становится Римским Папой. Оказывая покровительство своей «группировке», Жан-Батист в первую очередь не забывает про себя. В конце беседы он объясняет, в чём смысл его новой профессии – «судья на покаянии». Раскаиваясь в собственных прегрешениях, Кламанс получает возможность приводить к покаянию и судить других. В этом амплуа он смог раскрыться как личность и вполне примириться со своей двойственной натурой.

См. другие сочинения:

По произведению: 

По писателю: Камю Альберт